Четверг
14.03.2013
Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Представляем наиболее популярную классификацию.
 

Наиболее популярная классификация:

  • согласно продукту, который реализуется через франчайзинговую сеть (вида деятельности),
  • согласно ноу-хау, которое передается,
  • согласно тому, как система организована.
  1. Согласно вида деятельности франчайзинг бывает:
  2. Согласно ноу-хау франчайзера:
  3. Согласно организации системы / сети:


Торговый франчайзинг

При торговом франчайзинге, франчайзи имеет право реализовывать товар франчайзера и использовать его методику продаж. Это сопровождается тем, что франчайзи для названия магазина использует бренд франчайзера и пользуется поддержкой франчайзера в оформлении торговой точки, выборе ассортимента, обучении персонала, обслуживании клиента, мерчандайзинге и маркетинге.

Стандартизировать деятельность торговой точки значительно проще, чем сервисной, где нужно отработать широкий набор операций по предоставлению услуг

Торговый франчайзинг начал свое развитие раньше, чем сервисный. Объясняется это тем, что торговый франчайзинг легче освоить. Стандартизировать деятельность торговой точки значительно проще, чем сервисной, где нужно отработать широкий набор операций по предоставлению услуг. (Про стандартизацию франчайзинговой сети можно прочитать в статье "И тяжелый клиент всегда прав")

В России, особенно в конце 90х, высокие торговые надбавки часто обеспечивали быстрое возвращение инвестиций в торговое заведение. Однако на зрелых рынках торговля развивается до тех пор, пока растет стоимость торговой марки, хорошо подобранного ассортимента и ноу-хау самих продаж.

Смотри в каталоге франшиз на предложения товарного франчайзинга



Сервисный франчайзинг

При сервисном франчайзинге, франчайзер дает франчайзи права пользования своим ноу-хау в виде рецептов и процедур для предоставления определенного вида услуг. Франчайзи оформляет свою точку товарным знаком франчайзера, пользуется его поддержкой при оформлении пункта, обучении персонала и методологии обслуживания клиента. Также сервисный франчайзинг предусматривает доступ франчайзи к определенной информации, базам данных, специальному программному обеспечению.

Сервисный франчайзинг труднее организовать, чем торговый, поскольку стандартизация деятельности сервисных пунктов требует освоения деталей процедур предоставления услуги

Стоит отметить, что развитие сервисного франчайзинга очень зависит от изменений общественных настроений и привычек, моды на услуги определенного типа. Для того, чтобы появлялись новые ресторанные франчайзинговые системы, должна быть определенная тенденция, например, люди больше начинают питаться вне дома, или становятся популярными суши.

Российские потребители реже пользуются услугами в сравнении с представителями западных стран: меньше востребованы услуги прачечных и реже посещаются салоны красоты. Спрос на такие услуги, как, например, парикмахерская для домашних любимцев или уход за газонами, вообще является минимальным. Поэтому разница в развитии сервисного франчайзинга между Россией и странами запада вызвана разницей в потребностях и возможностях нашего и западного клиента. Однако и в России уже наблюдается динамичное развитие числа сетей, которые работают по принципу сервисного франчайзинга.

Смотри в каталоге франшиз на предложения сервисного франчайзинга



Производственный франчайзинг

При производственном франчайзинге передается ноу-хау в виде технологии производства продукции и технического опыта франчайзера. Франчайзи в своем производственном заведении может изготовлять изделия такого же качества и параметров, что и франчайзер. Договор позволяет франчайзи ставить на изготовленных изделиях торговый знак, который принадлежит франчайзеру, а также продавать изготовленную продукцию.

Российская компания "Мастерфайбр" занимается производством покрытий из резиновой крошки и продает свою франшизу в регионы России и страны СНГ

Некоторые авторы подают примеры производственного франчайзинга, которые фактически являются лицензией на производство. Чтобы такую лицензию можно было назвать франшизой, необходимо, чтобы ноу-хау, которое передается франчайзером, касалось не только технологии производства, но также и технологии сбыта, маркетинга, и тому подобное.


Смешанный франчайзинг

Смешанный франчайзинг базируется на комбинации основных видов франчайзинга: торговом, сервисном и производственном.

Очень часто используется смешанная форма франчайзинга, при которой франчайзер является производителем, а франчайзи занимается реализацией его товара через свою франчайзинговую точку и одновременно предоставляет услуги связаны с использованием этой продукции.

Сеть центров диетологии при смешанном франчайзинге будет предоставлять услуги врача-диетолога, и продавать товары, которые способствуют похудению

Например: компания - производитель косметических средств - имеет сеть косметических кабинетов, которые одновременно являются точками реализации изготовленных им товаров. Следовательно, франчайзи будет заниматься параллельно непосредственно торговлей и предоставлением услуг в косметическом кабинете.



Франчайзинг дистрибуции продукта

При франчайзинге дистрибуции продукта, франчайзи имеет право на продажу ассортимента товаров или предоставления перечня услуг под торговой маркой франчайзера.

Сегодня в России большую часть представленных франшиз можно отнести именно к франчайзингу дистрибуции продукта

Часто на первых этапах развития системы франчайзер делает ставку на интенсивное количественное развитие франчайзинговой сети, то есть увеличение территории сбыта своего товара. Такая разновидность называется франчайзингом дистрибуции продукта. На следующем этапе развития франчайзинговой системы франчайзер делает ставку на качественное совершенствование системы и разрабатывает дополнительные элементы ноу-хау.

Именно тогда, когда франчайзинговый пакет содержит все элементы, необходимые для начала бизнеса новым партнером, эту систему можно назвать франчайзингом бизнес-формата.



Франчайзинг бизнес-формата

Франчайзи получает не только право на реализацию товара/услуги и методологию продаж или предоставления услуги (как это предусматривает франчайзинг дистрибуции продукта), но и целую концепцию бизнеса (от оформления точки, униформы персонала, способов предоставления услуг, обслуживания клиента, обучения персонала вплоть до рекомендаций по продвижению и маркетингу).

При франчайзинге бизнес-формата франчайзер передает ноу-хау в виде полной концепции осуществления хозяйственной деятельности



Прямой франчайзинг

Прямой франчайзинг является самым простым и наиболее распространенным методом развития сети. Договор заключается непосредственно между франчайзером и франчайзи на открытие одной франчайзинговой точки.

Франчайзер самостоятельно предоставляет франчайзи услуги, указанные в договоре, а также самостоятельно осуществляет контроль и поддержку франчайзи (предоставление консультаций, обучение персонала, маркетинговую и рекламную поддержку).

Франчайзер самостоятельно предоставляет франчайзи услуги указанные в договоре, а также самостоятельно осуществляет контроль и поддержку франчайзи

Если же франчайзер создает сеть на значительном расстоянии (например за рубежом)- не избежать трудностей в непосредственной поддержке и контроле за деятельностью франчайзи. В таком случае франчайзер должен делегировать часть своих функций посреднику, например пользуясь моделью многоразового франчайзинга, развития территории или мастер-франчайзинга.



Развитие территории

В рамках этого вида франчайзинга разработчик территории (area developer) получает право на открытие франчайзинговых точек в пределах определенной территории с привлечением суб-франчайзи. В соответствии с договором разработчик территории обычно должен создать определенное количество франчайзинговых точек за определенный период времени на определенной территории.

Разработчик территории получает право на открытие франчайзинговых точек в пределах определенной территории с привлечением суб-франчайзи (пример - сеть SUBWAY)

Согласно договору разработчик обычно не имеет права на использование товарного знака и ноу-хау франчайзера. Его он приобретает только после подписания каждого отдельного франчайзингового договора с отдельным суб-франчайзи, которого он сам должен найти, а позже выполнять условия договора.

Такая модель развития чаще используется франчайзерами, которые хотят сохранить определенный контроль, характерный для прямого франчайзинга, и одновременно избежать необходимости подбора и обучения большого количества франчайзи.



Мастер-франчайзинг

От франчайзинга развития территории, мастер-франчайзинг отличается тем, что мастер-франчайзи получает большое количество (временами все) права и обязанности франчайзера. На основании договора мастер-франчайзи имеет право самостоятельно продавать франшизы (субфраншизы) на определенной территории. Обычно договора мастер-франчайзинга заключаются на целую страну, или даже на несколько стран; основной целью является экспансия франчайзера в другие страны и таким образом рост стоимости марки компании.

Концепция Helen Doron (изучение английского языка для детей)из Израиля, но в России работает мастер-франчайзи, который занимается развитием бизнеса в пределах страны

Мастер-франчайзинг обычно используется для экспансии франчайзера в другие страны, где условия осуществления хозяйственной деятельности очень отличаются от страны происхождения франшизы.


читать статьи

Дорога в бизнес /20.08.2013

Как построить свой бизнес? В чем преимущества франчайзинга? Основные ошибки и практика, советы от действующих франчайзи.

Обзор рынка франшиз /19.04.2013

На сегодняшний день в России около 500 компаний франчайзеров и без малого 20000 франчайзи.

Перспективы франчайзинга в России: медленно, но верно /11.04.2013

Франчайзинг как бизнес-модель впервые возник в России в начале 1990-х годов, когда двери на российский рынок открылись первым иностранным франчайзерам.

Обзор рынка франшиз в России и за рубежом /08.04.2013

В зарубежных странах франчайзинг является неотъемлемой частью предпринимательского мира и затрагивает все сферы деятельности.

Понятия субфранчайзинг и мастер-франчайзинг /02.04.2013

В этой статье опровергается расхожий стереотип, что субфранчайзинг и мастер-франчайзинг – это одно и то же.

ТОП читаемости

Как написать бизнес-план массажного салона /10.05.2014

Прежде всего необходимо проанализировать объем рынка и изучить структуру рынка платных услуг населению

Рынок франшиз Испании /08.03.2014

Испания – интересная страна со своим, имеющим национальные особенности, бизнесом.

Обзор франшиз детских игрушек /22.11.2013

Любые игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и способствовать его развитию.

Бизнес-план обувного магазина /10.04.2014

Расчет объема необходимых инвестиций, срока окупаемости и рентабельности приводится на примере 1 фирменного магазина детской обуви «Котофей».

Как стать франчайзером, 5 шагов /05.04.2013

Все больше предприятий начинает развивать свою сеть, используя франчайзинговые условия сотрудничества с партнерами. Проверьте, не пришло ли время для "франшизирования" вашего бизнеса.

на форуме

◤오피쓰◢⬿광주오피【Opss〔07〕닷콤】≄광주휴게텔 광주스파◜◡◝광주안마 광주건마

◤오피쓰◢⬿광주오피【Opss〔07〕닷콤】≄광주휴게텔 광주스파◜◡◝광주안마...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
부산오피【Opss〔07〕닷콤】◤오피쓰◢부산op 부산마사지╷부산건마☭부산안마ᐢ..ᐢ부산오피

부산오피【Opss〔07〕닷콤】◤오피쓰◢부산op...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
ı╭ 오피쓰╯⟶강남안마 〖OPSSΦ7ᴥ〔C〕OM〗강남오피⟶강남마사지⟶강남건마

ı╭ 오피쓰╯⟶강남안마 〖OPSSΦ7ᴥ〔C〕OM〗강남오피⟶강남마사지⟶강남건마 ı╭ 오피쓰╯⟶강남안마...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
대전오피【Opss〔07〕닷콤】【오】【피】【쓰】대전op 대전마사지べ대전건마⤅대전안마▒대전오피

대전오피【Opss〔07〕닷콤】【오】【피】【쓰】대전op...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
⊂╭ 오피쓰╯⤺광주안마 〖OPSSΦ7ᴥ〔C〕OM〗광주오피⤺광주마사지⤺광주건마

⊂╭ 오피쓰╯⤺광주안마 〖OPSSΦ7ᴥ〔C〕OM〗광주오피⤺광주마사지⤺광주건마 ⊂╭ 오피쓰╯⤺광주안마...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
ıllı【Opss〔07〕닷콤】╭ 오피쓰╯청주휴게텔 청주오피ıllı청주건마↴청주마사지↤청주오피

ıllı【Opss〔07〕닷콤】╭ 오피쓰╯청주휴게텔 청주오피ıllı청주건마↴청주마사지↤청주오피 ıllı【Opss〔07〕닷콤】╭...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
강남건마╭ 오피쓰╯【Opss〔07〕닷콤】강남휴게텔 강남오피❀강남스파⇏강남Op

강남건마╭ 오피쓰╯【Opss〔07〕닷콤】강남휴게텔 강남오피❀강남스파⇏강남Op 강남건마╭ 오피쓰╯【Opss〔07〕닷콤】강남휴게텔...

1 комментарии
последняя 24.06.2023
◤오피쓰◢⇕청주오피【Opss〔07〕닷콤】╎청주휴게텔 청주스파^..^청주안마 청주건마

◤오피쓰◢⇕청주오피【Opss〔07〕닷콤】╎청주휴게텔 청주스파^..^청주안마...

1 комментарии
последняя 24.06.2023