08.04.2013

Правовой аспект франчайзинговых отношений в России и за рубежом

Анализ иностранного опыта показывает, что партнерство между государственным и частным секторами способствует успешному развитию рынка франшиз.

Это связано с тем, что за рубежом правовое регулирование обязывает франчайзера к регистрации своей франшизы и раскрытие всей необходимой информации о франшизе.

В то же время, существует множество франчайзинговых ассоциаций, цель которых продвигать франчайзинговую технологию, а также правовые аспекты, связанные с франшизой, не только в своей стране, но и за ее пределами.

Общая статистика показывает насколько Россия отстает от своих западных коллег по части развития франчайзинговых отношений. По числу франшиз Россия занимает всего лишь 11 место, уступая свои позиции таким странам, как Китай, США, Бразилия, Франция, Австралия, Германия, Мексика, Испания, Великобритания и Италия. Сроки договоров передачи франшизы в России и СНГ не более 5 лет, в то время как в других странах средний срок – 10 лет, и даже более 20 лет, если речь идет о стабильной франчайзинговой системе.

Стартовой капитал определяется выбранной сферой деятельности и форматом предприятия. Стоимость франшизы зависит от раскрученности бренда, а также от политики, которую ведет франчайзер для продвижения своего франчайзингового предложения. Иностранные франчайзеры отдают предпочтение комплексной системе оплаты, т.е. первоначальный (паушальный) платеж и периодические платежи за пользование франшизой (роялти); отдельные платежи могут составлять различные маркетинговые комиссии, оплата за обучение персонала, и т.д. Российские же предприниматели отказались от первоначального платежа и роялти, особенно в розничной торговле. Отказавшись от роялти, франчайзер, как правило, повышает оптовые цены или отказывается от обязательств по франшизе (это может быть отмена контроля работы франчайзи, отказ от обучения персонала и продвижения бренда), что не способствует развитию франчайзинговых отношений.

В США правовые аспекты франчайзинговых отношений регулируются федеральными и региональными актами по отдельным штатам. Федеральные акты предусматривают раскрытие информации о франшизах, тем самым защищая права франчайзи в случае мошеннических махинаций франчайзеров и позволяя сделать выбор в пользу той или иной франшизы и избежать судебных разбирательств. В России ситуация выглядит несколько иначе. Раскрытие информации перед подписанием договора франчайзинга не регулируется законом, давая тем самым зеленый свет лжепредложениям на рынке франшиз. Из-за отсутствия необходимой информации часто положения договора трактуются неверно, и разногласия решаются уже в суде.

Дополнительные проблемы возникают из-за отсутствия единого адекватного реестра франшиз, тогда как создание единого реестра могло бы чрезвычайно упростить и ускорить работу с франшизами, получение информации об их правообладателях, истории компании и условиях работы, не говоря уже о снижении риска натолкнуться на недобросовестных франчайзеров.

Подводя итоги, следует сказать, что раскрытие информации о франшизе и регистрация договоров могли бы существенно продвинуть франчайзинг в России, поставив его на качественно новый уровень наряду со странами дальнего зарубежья.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Правовой аспект франчайзинговых отношений в России и за рубежом

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 56 тем, 134 комментария, 170 участников

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank