Subway – самая популярная за рубежом американская франчайзинговая сеть. На сегодняшний день насчитывает более 41 000 ресторанов в 105 странах по всему миру (более 673 в России), а количество новых точек, которые открылись в разных странах мира в 2013 году – свыше 1000 (150 в России).
Пятница
10.01.2014
В последние годы наблюдается тенденция все большей экспансии американских франчайзинговых сетей в другие страны, в т. ч. и в Россию.
 

Почему это происходит?.. Америка – страна франчайзинга. Сбалансированное законодательство, низкий процент по кредитам, поддержка государства. Согласно официальной статистике Американской франчайзинговой Ассоциации – только 5% франчайзинговых компаний терпят крах в первые 5 лет. Доля франчайзинга в объеме розничного товарооборота Америки – 34%.

81,1% франчайзинговых американских компаний относятся к франчайзингу бизнес-формата (Business franchising), в которых работает 79,5% сотрудников. А 18,9% компаний относятся к формату франчайзинга товаров (Franchising of goods), в которых задействовано 20,5 % работников.

По франчайзингу работают:

56,3% американских ресторанов быстрого обслуживания;

18,2% отелей;

14,2% предприятий по продаже продуктов питания;

13,1% ресторанов полного сервиса;

4,9% предприятий, предлагающих автомобильные услуги;

3,3% компаний сферы бизнес услуг;

1,5% компании, которые предлагают услуги на рынке недвижимости;

0,9% компаний, оказывающих персональные услуги.

По данным Международной Франчайзинговой Ассоциации (International Franchise Association) – в США 909 253 компании, работающих по франчайзингу. Они обеспечивают свыше 21 миллиона рабочих мест. Франчайзинговые компании страны производят товаров и услуг на сумму $880 900 000 000 и выплачивают 12,5% от стоимости всей заработной платы в США. Годовой объём общего производства франчайзинговых компаний — 2,31 триллиона долларов США. Цифры впечатляющие.

Интересно взглянуть, в каких сферах бизнеса в США наиболее популярен франчайзинг. Согласно результатам опроса Franchise Business Review-2013, который проводится каждый год, (в 2013 году в таком опросе участвовало 26000 франчайзинговых компаний, которые управляют 125 тысячью точек, представляющих свыше 350 брендов), наиболее популярными франшизами в прошлом году в Америке были: общепит, фитнес, услуги для детей и услуги по уходу за пожилыми людьми. Также опрос выявил, что американские франчайзи считают обязательным условием сотрудничества – раскрытие франчайзерами информации о доходах, расходах, прибыльности компании. Такая открытость – специфическая особенность Америки, в России подобное мало кто практикует.

Американские франчайзинговые сети фаст-фудов активно открывают все больше и больше точек по франшизе во многих странах мира. Например, McDonald’s объявил, что откроет в 2014 году первый свой ресторан во Вьетнаме. На проходившей в Нью-Йорке, в июне 2013 года, международной выставке EXPO, которая была посвящена франчайзингу, экспертов больше всего удивило количество иностранцев, которые приехали на выставку ради американских франшиз. 25% всех посетителей были иностранцы. Достаточно много посетителей было из России и Китая. Чаще всего их интересовали франшизы американских фаст-фудных сетей, в первую очередь - Subway, McDonald’s, Pizza Hut.

Так, по данным CNN Money: в 2013 году McDonald’s открыл в Америке всего 59 новых точек, а в других странах – 718. В ближайшем будущем McDonald’s намерен открыть ещё 850 новых точек и все не в США, а за границей – в странах Ближнего Востока, Азии и Африке.

Другой крупный американский игрок франчайзингового рынка – KFC. Эта сеть закрыла в Америке 162 точки, зато в других странах мира, в том числе и в России, точек стало больше на 323. А всего, в разных странах мира ресторанов KFC – более 10000. В планах компании – развитие сети в Замбии, Намибии, Лесото и других странах этого региона.

Сеть ресторанов Subway – самая популярная за рубежом американская франчайзинговая сеть. На сегодняшний день насчитывает более 41 000 ресторанов в 105 странах по всему миру, а количество новых точек, которые открылись в разных странах мира в 2013 году – свыше 1000. В декабре 2012г. был открыт 500-й ресторан SUBWAY®.

Dunkin’ Donuts тоже не отстает, за последние пару лет они запустили 900 кафе и тоже все за рубежом.

Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon, объясняет подобный спрос на американские франшизы в других странах, в том числе и в России, тем, что они обеспечивают приличное качество еды, предоставляют проверенные технологии приготовления пищи, определенные стандарты обслуживания при невысоких ценах. Кроме того, по мнению Петракова, в России не столь высок, как в Америке, процент сторонников здоровой пищи, избегающих фаст-фуды, а в России фаст-фуд по-прежнему популярен. По мнению эксперта, имеет значение и то, что американский рынок фаст-фуда развивался более быстрыми темпами, чем в других странах и быстрее достиг пика насыщения.

В России в 2013 году было открыто 57 новых точек МакДональдс, общее количество ресторанов достигло 413, включая 1-н (215 кв. м., 45 посадочных мест) по системе франчайзинга на территории аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге (партнер-франчайзи - компания «Развитие РОСТ», владеющая правами на развитие сети в транспортных развязках Москвы и Санкт-Петербурга).

За 2013 год в России KFC создало в РФ 37 новых точек, теперь их 268, а компания Subway открыла 150 новых ресторанов, всего их на рынке России стало – 640.

По данным Euromonitor International, в 2013 году рынок фаст-фуда России вырос на 16%, но по-прежнему, остается ненасыщенным. Для сравнения, в Америке на 1 000 человек приходится 0,8 точек фаст-фуда, а в России – 0,2. Так что, перспективы для появления новых компаний по франшизе в этой сфере – впечатляющие.