03.03.2014

Фастфуд и продовольственные сети

По обнародованным предварительным оценкам экспертов РБК, темпы прироста оборота общественного питания в Москве в 2013 году замедлились до 5%.

Это один из самых низких показателей за последние шесть лет. При этом в условиях растущего разнообразия сетей фастфуда заметно вырос уровень потребительских требований к качеству предлагаемой пищи и уровню обслуживания.

сети фастфудов

Окрепшая новосибирская сеть New York Pizza двинулась в Москву, планируя открыть для начала несколько своих пилотных точек, а затем приступить к франчайзингу.

Замедление темпов прироста можно было бы списать на насыщенность рынка. Но обеспеченность посадочными местами в Москве остается ниже современных нормативов примерно на четверть. И целый ряд российских городов обогнал Москву по этому показателю, хотя за последние годы он вырос почти в полтора раза (ныне в Москве 44 места на тысячу жителей). В соответствующем рейтинге городов, составленном фирмой 2ГИС, подсчитано число кафе на 100 тыс. жителей. Рекордсменом по этому показателю, как ни странно, оказался Горно-Алтайск, самый маленький центр субъекта федерации – Республики Алтай. В нём 55 тыс. горожан обслуживают более 60 кафе. Второе место в рейтинге принадлежит Сочи с 280 точками общепита – 83 на каждые 100 тыс. жителей. Замыкает лидерскую тройку Улан-Удэ: 56 заведений на 100 тыс. жителей. Далее следуют Нижний Новгород, Казань, Рязань, Иркутск. Москва, как видим, не слишком приблизилась к тройке российских лидеров.

Продолжается приход в Россию всё новых глобальных игроков фастфуда, прежде всего американских. Так, третье заведение американской сети Wetzel’s Pretzels (кафе-пекарни, в США их более 300) открылось в Москве. На очереди, как сообщил мастер-франчайзи Wetzel's Pretzels в РФ и СНГ Илья Бруман, освоение столичных парков.

В конце января наблюдались проявления и другой тенденции – региональная сети, часто при поддержке местных администраций, предпринимают активные франчайзинговые шаги для выхода на федеральный уровень и завоевания столицы. Окрепшая новосибирская сеть New York Pizza двинулась в Москву, планируя открыть для начала несколько своих пилотных точек, а затем приступить к франчайзингу. Как сообщила топ-менеджер и соучредитель сетей New York Pizza и «Кузина» Евгения Головкова, в начале 2014 года будут также открыты новые пиццерии в Махачкале, Магнитогорске и Сургуте. В настоящее время рестораны под брендом New York Pizza работают в Новосибирске, Барнауле, Сургуте, Нижневартовске, Стрежевом, Тюмени и Пятигорске.

Любопытно, что эта новосибирская сеть была основана американским предпринимателем Эриком Шогреном ещё в 1996 году. Компания Эрика Шогрена также намерена расширять упомянутуюсеть кондитерских «Кузина». В текущем году откроется не менее 10 новых точек.

сети фастфудов

Примечательно, что даже совсем молодые сети, едва вылупившись и не наработав, естественно, серьёзного опыта и фирменных стандартов, по существу лишь с одной голой концепцией и броским названием стремятся стать общероссийскими. В самом конце января о таких планах объявила сеть мини-кофеен Red cup из Перми, предлагающая посетителям кофе на вынос. Она появилась на свет менее года назад и планирует открыть в 2014 году по одной-две точки в каждом районе Перми, запустить заведения в других городах края и выйти в другие регионы. В марте-апреле 2014 года компания рассчитывает начать продажи франшизы. По словам владельца сети Ильи Гусева, уже поступили 25 заявок из различных городов России, с 12 потенциальными партнерами ведутся переговоры. Инвесторам следует быть, конечно, предельно осторожными с «новейшими» франчайзерам. Пока у потенциальных партнёров Red cup нет даже возможностипообщаться с действующими франчайзи – их просто нет. На сегодняшний день вся сеть насчитывает девять точек, расположенных, главным образом, в центре города.

Возвращаясь к общей ситуации в общепите, надо сказать, что среди основных франчайзинговых секторов этот рынок все последние годы лидировал по темпам роста, но в 2013 году сильно сдал, почти уровнявшись по этому показателю с тоже просевшим ритейлом.

Несколько лучше обстоят дела у крупных продовольственных сетей. Хотя темпы роста рынка сетевой продовольственной розницы замедлились, они всё ещё выражаются двузначными цифрами. Курс местных властей во многих российских мегаполисах на закрытие рынков и уличных ларьков высвобождает некоторое экономическое пространство для дальнейшего сетевого развития, которое сопровождается консолидацией активов за счёт небольших и региональных сетей.

Потребительское поведение на этом рынке можно охарактеризовать как противоречивое. Большинство потребителей пока избегают ярко выраженных дискаунтеров и предпочитаютширокий ассортимент достаточно качественных товаров, но при этом хотят приобретать их поневысоким ценам, выжидая скидок и иных «акций».

Так или иначе, в январе оживились разговоры о приходе в Россию и СНГ итальянских продовольственных супермаркетов EATALY. Весьма молодая одноименная компания EATALY открыла свой первый супермаркет в Турине в 2007 году. Нынешняя сеть и сейчас не слишком велика: за семь лет открыто 26 магазинов в разных странах, 10 из них в Италии.

Особенностью концепта является интеграция в торговую площадь супермаркета многочисленных ресторанчиков, блюда в них готовятся из тех же итальянских фермерских продуктов, что на полках магазина. 60% площади занимают рестораны, 40% – собственно супермаркет.

сети фастфудов

Мастер-франшизу на Россию и страны СНГ купила Yuriy Tetrov Group совместно с PATERO Development. По словам Юрия Тетрова, купить франшизу EATALY можно будет в регионах (в Москве мастер-франчайзи будет развиваться самостоятельно). Г-н Тетров, совладелец «НТК Таун Ресторанс», уже развивающий в России итальянские кофейни Lavazza Espression, дал ряд интервью российским СМИ, среди прочего утверждая, что «на нас уже вышли и Украина, и Казахстан, и Азербайджан, хотя пока мы не решили, как следует действовать».

Успех будет зависеть от того, насколько удастся решить логистические проблемы для скоропортящихся продуктов из Италии, прежде всего вопросы с таможней, а также доставки и складирования. Из-за молодости концепции и относительной малочисленности рассеянных по миру точек узнаваемость этого интересного бренда невелика, предстоят большие маркетинговые расходы по его внедрению в сознание состоятельных покупателей. Москва, конечно, самый подходящий город для такого старта, хотя экономические времена сейчас не самые лучшие. Но в большей части Европы ситуация с потребительским спросом еще хуже, к тому же там в отличие от России давно развита система магазинов, торгующих местным и привозными фермерскими продуктами.

Все мастер-франчайзи по определению имеют амбициозные планы, иначе зачем приобретать дорогие эксклюзивные права на большую территорию. Так, Юрий Тетров планирует открыть за пять лет порядка пяти, а то и больше точек в Москве. Трудно сказать, свершатся ли эти планы, в любом случае первый Eataly, от которого будет многое зависеть для продвижения бренда,откроется в гостиничном комплексе «Патеро Девелопмент». Он возводится на месте снесенной гостиницы «Киевская». Под гастрономический бутик будет выделен целый этаж – примерно 10 тыс. кв. метров.

Ерлан Журабаев

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Фастфуд и продовольственные сети

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 56 тем, 132 комментария, 168 участников

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank