Конференция «Франчайзинг фаст-фуда в России»

4 марта 2014 года в Москве, в МВЦ «Крокус-Экспо», в рамках деловой программы Международной выставки индустрии быстрого питания состоялась 4-ая Международная Конференция «Франчайзинг фаст-фуда в России» (выставка IFFF 2014).
Вторник
04.03.2014
В МВЦ «Крокус-Экспо» состоялась 4-ая Международная Конференция «Франчайзинг фаст-фуда в России» (выставка IFFF 2014).
 

Открыл конференцию Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга, с докладом «Обзор рынка франшиз фаст-фуда бизнеса в России и мире». Юрий Михайличенко провел сравнительный анализ наиболее известных франшиз в сфере фаст-фуда, как российских, так и зарубежных, на предмет – какие франшизы развиваются наиболее успешно.

Было подчеркнуто, что, несмотря на то, что западные франшизы представлены сильными игроками мирового рынка, такими как: McDonald's, Burger King, Pizza Hut, Subway, KFC, Dunkin' Donuts, российские франшизы – Крошка Картошка, Му-Му, Грабли, Жар Пицца и другие, активно развиваются и идут в регионы. Также Юрий Михайличенко сравнил динамику выхода на рынок России зарубежных игроков и динамику роста российского франчайзингового фаст-фуда. Если в США и Западной Европе – на фаст-фуд приходится около 20% всех франшиз, то в России – порядка 6%.

На 85% фаст-фуд еще состоит из несетевых точек и, по мнению Юрия Михальченко, рынку российского франчайзингового фаст-фуда еще есть куда развиваться. Была отмечена успешная деятельность такого франчайзера, как Subway, который грамотно использовал недостаток предложений в России франшиз мировых брендов и активно продвигает франшизу, построенную на таком продукте, как сэндвич.

Одним из преимуществ Subway эксперт видит разнообразие предлагаемых франчайзи форматов заведений, что позволяет открыть заведение общепита не только в крупных городах, но практически в любом месте, а небольшие инвестиции делают франшизу более доступной. В результате, Subway лидирует на российском рынке, показывая самую сильную динамику роста, открывая за год по 218 точек по франшизе, что является рекордом для франчайзингового рынка России.

Затем в работе конференции состоялся круглый стол «Развитие бренда франшизы фаст-фуда в России», спикерами были: Андрей Занин, Директор по развитию «Стардог!s», Александр Рожниковский, Директор по маркетингу ресторанов сети «Грабли», Сергей Гончаров, Руководитель отдела франчайзинга «Крошка-картошка». Был рассмотрен такой положительный опыт работы, как, например, у «Стардог!s», которые выбрали для развития своего бренда – активную работу с автозаправочными станциями, и формат их точек легко встраивается в АЗС. Именно благодаря подобной маркетинговой стратегии развития, бренд «Стардог!s» удерживает позиции лидера в России по количеству франчайзинговых точек – на середину 2013 года их было 585, кроме того, на каждого франчайзи у «Стардог!s» приходится по 5-6 точек. Хотя у формата уличных павильонов и киосков были проблемы из-за их закрытия муниципальными властями Москвы, и компания за год поменяла дислокацию, либо вынуждена была бы закрыть свыше 60 точек общепита на улицах.

Валерий Греков, Генеральный директор «Гриль Мастер», выступил с докладом «Защита интеллектуальной собственности франчайзингового бизнеса». Он рассказал о юридической характеристике типичных договоров, которые применяются в России для оформления франчайзинговых отношений, о применении смешанных и комплексных договоров субдоговоров при оформлении франчайзинговых отношений и вариантах расторжения договора франчайзинга.

Конференция продолжилась докладом Алексея Федосова, владельца сети мобильных кофеен «Кофельяно»: «Развитие франчайзинговой сети. Сегмент уличной торговли». Алексей Федосов рассказал, что идея продавать кофе с колес впервые появилась в Одессе, и он взял ее на вооружение, как он открыл собственный мини-цех по сборке кофейных автомобилей, переоборудовав автомобили Volkswagen Caddy и Citroen Berlingo. Покупка и переоборудование автомобиля в кофейный автомобиль обходится владельцу в 0,8–1 млн. рублей, а ежемесячное обслуживание такого автомобиля, обходится, ориентировочно, в 25 тысяч рублей. Водитель автомобиля является одновременно баристом, который должен одновременно водить машину, варить кофе и привлекать клиентов.

Расходы на одно рабочее место у «Кофельяно» составляют от 143 тысяч рублей (без учета налогов). Ежемесячная выручка – около 200 тысяч рублей. Особый упор делается на качество кофе – только молотый, используются зерна итальянской марки Manuel, мало известной в России. Клиентам предлагается на выбор эспрессо, американо, капуччино, латте. Еще одно преимущество «Кофельяно» - стаканчик кофе у него стоит дешевле, чем в кофейне. Наиболее высокие продажи у «Кофельяно» – там, где проходят мероприятия, в парках, скверах, местах для прогулок, около катков и горнолыжных склонов.

Также, в программе конференции по франчайзингу состоялось выступление Малхаза Аласания, Исполнительного директора «Академии франчайзинга», на тему «Как выбрать себе франшизу. Основные составляющие правильной франшизы». Он остановился на основных критериях правильной франшизы и о необходимости тщательно изучать все экономические параметры франчайзера, перед тем, как заключать договор.

Интересным докладчиком был Эрнесто Гонзалез, Вице-президент по развитию франчайзинга ROSINTER RESTAURANTS. Он выступил с рассмотрением реального кейса из практики ресторанов сети, под названием «Эффективное управление сетью ресторанов». При рассмотрении кейса он рассказал о взаимодействии с франчайзи, решении оперативных вопросов и разрешении конфликтных ситуаций; управлении качеством; стимулировании партнера к надлежащему исполнению своих обязательств; поделился методикой удержания партнера в сети. Эрнесто Гонзалес подчеркнул, что франчайзеру очень важно постоянно поддерживать тесные отношения с франчайзи, вовлекая их в рекламные и маркетинговые акции, делиться с ними передовым опытом, приглашать на конференции и мастер-классы. От этого зависит успешность работы всей сети.

Следующим спикером был Виталий Зуйков, Директор по франчайзингу «Кофе СЭТ» с кейсом «Развитие франчайзинговой сети. Как выходить в регионы?». Это – российская компания, которая работает по европейским стандартам. Всего в России сейчас 78 кофеен этого бренда, в мире – 200. Виталий Зуйков рассказывал о стратегии компании при выходе в регионы, о том, что они помогают франчайзи в регионе открывать кофейню полностью «под ключ», подыскивая персонал на месте, и привлекают собственный персонал для работы в кофейнях партнеров. Франчайзи в регионах интересно то, что «Кофе СЭТ» предлагает три разных формата кофеен. Отметил Виталий Зуйков и ошибки франчайзи, которые хотят быстрой рентабельности, и едва вложив деньги, ждут быстрой окупаемости кофейни. Хотя у кофейни «Кофе СЭТ» окупаемость составляет – 2,5 года, что является нормальным периодом окупаемости для серьезной кофейни не только в Европе, но и в России.

Завершил работу конференции доклад Инги Микаелян, старшего аналитика агентства РБК research на тему «Поведение посетителей общественного питания. Основные тренды. География развития предприятий общепита». Инга Микаэлян отметила, что рынок общественного питания в России стремительно набирает обороты, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, что отражается на уровне конкуренции.

Культура потребления пищи «вне дома» в России, согласно исследованиям РБК research, пока отстает от западных стран. 70% жителей крупных городов России в возрасте от 18 до 54 лет выбирают питание «вне дома», остальные воспринимают заведения общепита, как место, где можно отметить какое-нибудь событие.

Инга Микаелян отметила следующие основные тенденции индустрии рынка быстрого питания России на сегодняшний день: тренд здорового питания, который влияет на ассортимент блюд, в частности, фаст-фуды ввели в меню 2-3 вида салатов; заведения фаст-фуда стали писать калорийность блюд в меню, особо рекламируя свежесть и натуральность ингредиентов. Это вызвано тем, что 58,9% посетителей фаст-фудов хотят видеть в меню блюда, полезные для здоровья. 1/3 россиян (больше молодежь и мужчины) хотели бы видеть порции предпочитаемых блюд большего размера. Еще один тренд – ориентация на блюда для детей. И последнее – введение в меню специальных блюд для завтраков. Согласно исследованиям РБК research: 1/4 опрошенных интересуются в фаст-фудах специальным меню для завтраков, т.к. многие не готовят утром дома завтрак, и едят по дороге на работе.

Если говорить о типичном портрете посетителей заведений фаст-фудов в России, то по данным исследований РБК research: 70% жителей крупных городов России, в возрасте от 18 до 54 лет, посещают заведения фаст-фуда, в среднем, 3-4 раза в месяц, средний чек составляет – 255 руб.

Темп прироста среднего чека за год составляет 16%. Также, аналитик отметила, что рынок «суши» в России уже не столь популярен, как в прошлые годы, и ему на смену пришла азиатская лапша. Лапшичные стали новым сегментом сетевого рынка, кроме того, стало появляться все больше заведений, которые одновременно предлагают русскую, европейскую, итальянскую, японскую или азиатскую кухню. Очень активно развиваются кафе-кондитерские и пекарни.

Подводя итоги Конференции, посвященной вопросам франчайзинга в сфере фастф-фуда, можно сказать, что российский рынок индустрии быстрого питания вызывает по-прежнему большой интерес, как у профессиональной аудитории, так и у начинающих предпринимателей, которые только планируют открытие своего бизнеса в этой сфере.

Особый интерес участников конференции вызвало обсуждение отсутствия законодательной базы для развития франчайзингового бизнеса. По мнению экспертов, это – один из сдерживающих факторов роста этого сегмента рынка. Также, среди отрицательно воздействующих факторов отмечали слабое развитие или отсутствие страхования кредитов для франчайзингового бизнеса.