Франчайзинг аптек пользуется популярностью и в других странах Восточной Европы. Консультанты ПРОФИТ систем работали над двумя проектами: "Я забочусь о здоровье" (более 1000 аптек, из них половина принадлежит франчайзи), "Мир здоровья" (более 3000 аптек, все они принадлежат к франчайзи).
Четверг
11.04.2013
Франчайзинговые схемы сегодня рассматриваются как перспективный вариант развития любой сетевой компании, в России аптечную франшизу предлагает только "Ригла"
 

Плюсы есть для каждой из сторон. Крупная компания помогает начинающей фирме заработать первоначальный капитал: дает ей свое имя, торговую марку, предоставляет продукцию с большими скидками и при этом экономит на создании региональной сети.

Главное достоинство франчайзинга – симбиоз большого и малого бизнеса, позволяющая делится отработанной бизнес-системой и проверенными технологиями крупной компании с “младшим братом”.

Срок окупаемости франчайзинга составляет 1,5- 2 года. Возможны и более быстрые сроки, равно как и более высокие прибыли, если активно внедрять ноу-хау франчайзера. Для франчайзера же эта бизнес-модель окупается прибылью с продажи прав на нематериальные активы. Она покрывает издержки на создание, сопровождение и контроль деятельности аптек-франчайзи.

Полтора года назад на франчайзинг решилась крупная аптечная сеть "Ригла", которая решила выйти на новые рынки. Инициатива компании в кругах профессионалов не встретила особого энтузиазма. Трудности с внедрением в российскую практику франчайзинговых схем связаны с тем, что россияне вообще очень мало знают о франчайзинге, еще меньше о нем знают представители аптечного бизнеса.

Бизнесмену, планирующему открыть аптеку с нуля, и размышляющему, с чего начать, есть смысл проделать “домашнюю работу” и обратить внимание на историю известных аптечных брендов. Поставщики крупных сетей предлагают франчайзи различные условия сотрудничества. Отделы франчайзинга таких аптек помогают партнерам с открытием аптеки и развитием бизнеса на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

Отраслевая принадлежность аптек диктует серьезные требования к открытию своей аптеки, аптечного киоска или пункта. Список документов, которые необходимы для начала деятельности, весьма обширен. В связи с этим многие начинающие бизнесмены испытывают затруднения, заходя в поисках ответов на форумы, узнавая, возможно ли открытие аптечного пункта без лицензии, как открыть аптечное предприятие, что для этого нужно, какие требуются документы и высоки ли требования.

Условия для успеха

Перед тем, как решиться купить франшизу, специалисты рекомендуют оценить следующие шаги:

  1. Выбрать вид франшизы. Прежде чем купить франшизу, необходимо понять, что франчайзинг бывает разным и каждый вариант возможен при определенных условиях. Например, сбытовой франчайзинг для аптек возможен, но потребует при создании соответствующей схемы учесть все сложности, связанные с централизацией функции управления. Товарный франчайзинг возможен, только если появится производитель, который сможет обеспечить поставками полный ассортимент аптеки.
  2. Правильно выбрать партнера. Как правило, во франчайзинговые отношения вступают, преследуя одну из трех целей:
    • организация бизнеса "с нуля" (франшизу приобретают предприниматели, не имеющие опыта в ведении аптечного бизнеса и желающие сразу начать с проверенных технологий);
    • расширение собственного аптечного бизнеса (смена формата аптеки, увеличение количества точек) или качественное изменение аптеки ради получения конкурентных преимуществ;
    • диверсификация бизнеса: расширение своей не аптечной деятельности (например, строительной) за счет инвестиций в непрофильный бизнес - ради достижения большей устойчивости бизнеса.

И еще несколько базовых правил, которые необходимо принимать во внимание, чтобы аптечный франчайзинг был успешным.

Советы для франчайзи

  • Бренд должен пользоваться доверием покупателей в том регионе, где в котором вы собираетесь работать.
  • Технологии ведения бизнеса франчайзера должны быть проработаны и успешны в других регионах.
  • У фирмы-франчайзора должна быть разработана система для передачи франчайзи знаний, навыков и технологий сопровождения бизнеса на всех этапах работы франчайзи.
  • Необходимо заранее оценить эффективность модели бизнеса в регионах и расcчитать все возможные угрозы.
  • Необходимо, чтобы франчайзер имел формализованные и документально оформленные стандарты и методики работы.
  • Готовность как сотрудников фирмы-франчайзера, так и будущих работников франчайзи работать по модели франчайзинга.

Советы для франчайзера

  • Необходимо изучить потенциальных партнеров, которым вы собираетесь доверить бизнес.
  • Продумать практики отсеивания слабых и ненадежных партнеров. Например, существует практика завышения стартового взноса.
  • Заранее продумать систему отбора надежных поставщиков продукции, чтобы обезопасить свое доброе имя.

                                                                                                                                                              Татьяна Белова