Законопроект о франчайзинге внесен в Госдуму
В 1990-е годы в России применялись схемы с использованием договоров аренды и включением в договоры передачи прав на использование товарного знака. С 1996 года отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии, который предусмотрен Гражданским кодексом.
"При этом базовый закон о франчайзинге в России отсутствует, а само понятие "франчайзинг" и другие связанные с ним термины законодательно не закреплены", - подчеркнул Крутов. Предпринимательское сообщество, по его словам, сегодня заинтересовано в том, чтобы были законодательно закреплены понятия, регламентирующие данный вид деятельности, и требования к участникам рынка. "В первую очередь это необходимо, чтобы поставить заслон фиктивно действующим на рынке недобропорядочным его участникам. Кроме того, до сих пор существуют проблемы с регистрацией договоров коммерческой концессии", - проинформировал парламентарий.
Законопроект предлагает ввести преддоговорный этап при заключении договора франчайзинга, который предполагает сначала подписание документов о конфиденциальности и намерениях сторон, раскрытии информации о франшизе, то есть того, что конкретно предлагает правообладатель. "В результате у франчайзи появится возможность ознакомиться с деталями бизнеса и его прибыльностью", - сказал Крутов.
Франчайзи разрешается предоставлять другим лицам право на использование предоставленной ему франшизы или ее части на условиях субфранчайзинга, но только на согласованных с франчайзером условиях либо на условиях, определенных в договоре франчайзинга.
Франчайзер будет не вправе запрещать какие-либо изменения в управлении франчайзи без достаточного основания, и не сможет отказать франчайзи в праве продажи своей франшизы. Франчайзи обязан соблюдать установленные франчайзером стандарты ведения бизнеса по определенной бизнес-модели.
"Предлагаемые нами нормы позволят поддержать баланс интересов обеих сторон, определить их права и обязанности, решить проблему франшиз-пустышек, очистить рынок от недобросовестных франчайзеров и франчайзи. Все это положительно скажется на отрасли в целом и послужит импульсом для ее дальнейшего развития", говорит депутат.
"Следует учитывать, что франчайзинг сегодня является одним из инструментов развития потребительского рынка, особенно в регионах. Поэтому он становится все более востребованным малым и средним бизнесом", - считает Крутов.
Мнение франчайзеров
По мнению большинства представителей франчайзеров законопроект «О франчайзинге» подлежит более детальной проработке, так как в нём не конкретизированы основные понятия франчайзинга: франшиза (размыто), брэнд (не описано). Законопроект без конкретики в понятиях может привести к тому, что договоры франчайзинга могут быть оспорены по формальным основаниям.
Обязанность франчайзера предоставлять франчайзи значительный объем информации о компании и финансовом положении создает для правообладателя реальные риски утечки конфиденциальной информации. Для самого франчайзи подобная обязанность отсутствует, что заведомо ставит стороны в неравное положение (ст. 6).
«Франчайзер не имеет права отказать франчайзи в продаже своей франшизы», при этом на франчайзи не возложена обязанность предоставлять полную информацию о себе, в отличие от франчайзера. Т.е. норма п. 4. ст. 8 "принуждает" франчайзера к заключению договора, что недопустимо по нормам гражданского законодательства. К тому же, данная норма может способствовать массовому открытию франчайзинговых заведений, увеличивая количество франчайзи-точек однодневок.
Также "франзайзер обязан предоставлять финансовые отчеты за последние три года по стандартам GAAP", но такое обязательство отсутствует по действующим нормам налогового и гражданского законодательств.
читать статьи
26 мая на ВДНХ состоялся форум предпринимателей при поддержке правительства Москвы под грифом «Время новых возможностей».
12 июня на фестивале Taste of Moscow состоялся круглый стол при поддержке ГБУ Малого бизнеса на тему «Франчайзинг, как инструмент развития рынка общественного питания».
Вторые, по старшинству – на рынке услуг уже 7 лет - и первые, по количеству представительств в России.
Рынок купли-продажи готового бизнеса вырос на 50% за год.
Приглашает к участию XIV Форум предпринимательства Сибири, который состоится в г. Красноярск осенью.
ТОП читаемости
Прежде всего необходимо проанализировать объем рынка и изучить структуру рынка платных услуг населению
Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Представляем наиболее популярную классификацию.
Испания – интересная страна со своим, имеющим национальные особенности, бизнесом.
Любые игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и способствовать его развитию.
Расчет объема необходимых инвестиций, срока окупаемости и рентабельности приводится на примере 1 фирменного магазина детской обуви «Котофей».
на форуме
Фастфуд
Франшиза от ПиццаФабрика - это Мультиформатность, технологичность, окупаемость.Компания...
Фастфуд
Как на счет франшизы пиццерии с собственной системой автоматизации ?
франшиза сервиса
Добрый день, друзья! Неспешно и качественно ищем предпринимателей в регионах,...
сервис по поиску посетителей вашего сайта в соцсетях
Сервис для поиска посетителей сайта через социальные сети Вконтакте, Facebook. Работает это так:...
Фастфуд
Добрый день, друзья! Обсудим тему фастфуда? Что и где интересного?