Инструмент развития рынка общественного питания

Пятница
12.06.2015
12 июня на фестивале Taste of Moscow состоялся круглый стол при поддержке ГБУ Малого бизнеса на тему «Франчайзинг, как инструмент развития рынка общественного питания».
 

Первым выступил Петр Куршин, руководитель проекта «Центр развития франчайзинга». Он говорил о преимуществах, пользе и возможностях франчайзинга. Итак, чем хорош франчайзинг:

- он помогает создавать городскую инфраструктуру

- помогает развивать рынок труда и содействует занятости населения.

-дает возможность масштабирования бизнеса без необходимости привлечения дополнительных денег, что особенно актуально в кризис.

-повышает  конкурентоспособность

-дает возможность продемонстрировать банку или инвестору, что ты надежный партнер

-дает возможность более эффективно использовать площади.

Для успешного старта во франчайзинге важно работать с проверенными франшизами, пройти обучение, иметь доступ к базам знаний, закончить, так сказать, бизнесовый бакалавриат.

Если сравнивать количество франчайзи на Западе и в России: в Москве по разным оценкам их около 15 тысяч, в Америке эта цифра в 10 раз больше. Российские франчайзинговые сообщества ставят себе цель к 2018 году оказать помощь в открытии 100 тыс. франчайзи. Это реальная цифра, учитывая, что в нашей стране миллион двести компаний,  из которых 350 тыс. – субъекты малого и среднего бизнеса.

«Некоторые считают, что разобраться в котлетах проще, чем в IT бизнесе. Поверьте мне, это большая иллюзия. Об этом говорит мой 35-летний опыт». Так начал свое выступление  следующий спикер, Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. Он описал свое видение тенденций на рынке: уход от нестационарной торговли, достаточно сложный вход на рынок. Когда город сдает свои места в аренду, частнику невозможно составить конкуренцию крупному франчайзеру.  

О господдержке малого бизнса: В мэрии Огайо мне сказали: «Игорь, Вы ресторатор? Приезжайте, открывайте свои рестораны у нас, мы Вас освободим на 15 лет от налогов и затем еще на 15 лет. Потому что вы же создаете рабочие места! Инвестируйте!» Наша мэрия пока такую задачу, как создание рабочих мест, перед собой не видит! Но мы помогаем создавать бизнес, всячески упростить вход на рынок, облегчить возможность вести этот бизнес. Каждого человека, который пришел на рынок и инвестировал деньги, мы воспринимаем как коллегу. Обидно, что громадную толику времени человек должен потратить не на то, «что у него в тарелке», как обслужить своего гостя, а на бумажки, отчеты, прохождение проверок.  Но без франчайзинга вы больше денег заплатите за пробы и ошибки, набьете шишек, а, может быть, даже разочаруетесь и бросите этим заниматься!   

В США на 300 млн.населения приходится 980 тыс.предприятий питания, а  у нас в 3 раза меньше предприятий питания, чем там или в Европе, или в Мексике. На сегодняшний день перспективы в общепите большие, главное – выбрать франшизу, которая в тренде, востребована на рынке.

Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга, так же говорил про франчайзинг как прекрасный инструмент для тиражирования бизнеса, который в международном опыте распространен гораздо больше, чем пока в России.  30-40 процентов всего общепита в США работает по франчайзингу, а это достаточно высокий показатель. В Китае, Корее, Бразилии, Мексике в сфере общественного питания франчайзинг преобладает. В Корее он является важнейшим элементом экономики с господдержкой, ведь государство понимает, что  это рабочие места для всех, кто не задействован в высокотехнологичном производстве, на Hyundai или Daewoo.

Франчайзинг – это отработанная технология приготовления, минимум площади, минимум затрат, максимально прибыли и максимально качества, и построение сети дает   преимущества в повышении лояльности потребителя, снижении издержек на закупку, маркетинг, рекламу, важно только точно скопировать материнскую компанию.  

Юрий обратил внимание потенциальных франчайзеров, что договор коммерческой концессии нужно обязательно регистрировать, иначе нечистые на руку франчайзи могут сначала воспользоваться вашим брендом для отладки своих процессов, а потом просто продолжить работать под другой вывеской. Для франчайзи отсутствие документов также может стать проблемой, так как их могут закрыть правоохранительные органы, если они не смогут доказать право на использование бренда.

Существует заблуждение, что значимость франчайзинга только в том, что он дает право на интеллектуальную собственность (бренд, изображение, ноу-хау). Но покупка франшизы не равно покупке товарного знака. Важно максимально стандартизировать качество и использовать все преимущества сети, а для этого нужно ознакомиться с «методичкой», инструкцией по страндартизации, которую для вас подготовил франчайзер. Франчайзер должен показать Вам, на чем он зарабатывает.

Для тех людей, которые хотят создать свою франшизу, нужно в первую очередь посмотреть, что у вас есть на сегодняшний момент, то есть провести аудит бизнес-процессов, посмотреть,  что можно описывать и передавать франчази. Далее следует выработка рекомендаций, подготовка франшизного пакета, необходимых документов.

Цель франчайзинга - воспроизводство. Франчайзинг для франчайзера это однозначно тот механизм, который помогает, не вкладывая собственных средств, масштабировать  не 1-10-30 новых точек, а 100-300 точек и больше (Инвитро  имеет около 800 точек, Тонус-клуб – порядка 300 и др.). 

На сегодняшний день  франчайзинг – это один из немногих способов сохранить свои деньги. В недвижимость и банки на сегодняшний день вкладывать не очень выгодно, так как существует не более 4 «безопасных» банков.

Наверное, именно поэтому даже в пору кризиса рынок франчайзинга за последний год все равно вырос на 15 процентов. Люди хотят сохранить свои деньги. Если купите ресторан за 1 млн. долларов,  все скажут, что вы предприниматель и занимаетесь бизнесом, но если вы на эти деньги купите Ferrari, придется объяснять  его происхождение налоговикам.

Крупные и мелкие девелоперы теперь смотрят на франчайзинг как на дополнительный инструмент дохода. Иногда это даже вынужденная мера: например, арендаторы съехали, когда будут другие непонятно, на предлагаемых условиях никто не хочет арендовать помещение, тогда девелоперы приобретают франшизы и выступают в роли франчайзи, благо сейчас не составляет труда нанять сотрудников для прачечной или  маленького ресторанчика и найти менеджеров, которые готовы работать за 60-70 тыс.рублей.

Франчайзинг также можно использовать для международной экспансии («Елки-Палки», «Инвитро»  исследуют эту тему). Единственное, важно, чтобы сделал «локализацию» под местный рынок мастер-франчайзи, который знает реалии рынка данной страны.  

Алексей Гиссак, паназиатская фрашиза Воккер. Опыт франчайзера.  Мы свой бизнес запустили в 2008 году, придя из рекламного бизнеса, франшизу начали продавать только в 2014 году, хотя предложения о продаже франшизы стали поступать к нам уже в 2009.  Скажу вам: общепит -  очень сложный бизнес. 

Выбор франшизы: В 2005 году мы увидели идею лапшичных в Европе, но, выбирая между паназиатской и европейской франшизой, решили в пользу первой. Тогда еще паназиатская кухня не была трендом, который пришел в Россию только  где-то году в 2011.  Просто мы проанализировали цепочки поставок, сам рынок и решили, что для нашей страны более релевантен паназиатский опыт.

Выводы из опыта: ноухау в продукте нет никакого. На сегодняшний день я считаю, что идея в бизнесе составляет всего 5 процентов.  Любую замечательную идею можно испортить на этапе реализации.  Когда мы начинали, у нас не было опыта в общепите, но нам хватило мудрости нанять людей, которые в нем хорошо понимали.

Перспективность рынка: в Москве, как уже говорили, это рынок очень перспективный и места еще много. Например, Сабвеев в России 600, в Америке – тысяч 20. 

Почему франшиза: я помню, как мы месяцев 7 разные торговые центры уговаривали нашу первую лапшичную взять. Я понимаю, как для торговых центров это рисково: брать неизвестный бренд, который  может за полгода прогореть и придется искать новых арендаторов. 

Первые три года мы выручку зарабатывали, но эти деньги тут же вкладывали куда-то еще, ничего не оставалось.  За это время мы набили все мыслимые и немыслимые шишки... Для начинающих предпринимателей важно научиться в этой экономике работать, и при всех расходах (на продукты, фонд оплаты труда, аренду) все же получить свои 20-25 процентов рентабельности. Мы считаем, что франшиза это прекрасный старт, ведь она экономит два ваших ресурса -  деньги и другой очень ценный  и важный ресурс - время.  

Повторюсь, что продажа франшизы не равно продаже товарного знака. Это обязательно системная  передача опыта, процессов, поставка продуктов. Мы обслуживаем франшизу продуктами и это наш своеобразный рычаг контроля качества: если франчайзи не соблюдает стандарты – мы перестаем ему делать поставки. На подготовку качественного франшизного пакета нужно много времени -  мы готовили его год!

В заключение хочу срезюмировать, что сейчас – отличное время для открытия бизнеса в общепите, особенно в фастфуде и стритфуде. Как мне кажется, в Москве еда - это новая мода, а то, что популярно в Москве, вскоре распространяется по всей России. Вопрос только в том, у кого купить франшизу.

Петр Куршин, руководитель проекта Центр развития франчайзинга

ГБУ «Малый бизнес Москвы»;

Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга;

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России;

Ася Клинковская, генеральный директор Паритет Актив Капита