07.03.2014

Франшизы в сфере микрокредитования

Франшизы в финансовом сегменте бизнеса – микрофинансировании, предоставлении займов, появились на рынке России относительно недавно.

Сергей Некучаев, руководитель департамента франчайзинга Deloshop, считает, что на рынке микрокредитования наблюдается некоторый франчайзинговый бум. Как правило, во франчайзинговый пакет таких компаний входит набор финансовых и маркетинговых инструментов, таких как: оценка платежеспособности заемщика, построение эффективного финансового мини-предприятия, налоговое планирование, организация службы безопасности, продвижение финансовых услуг на рынке, программное обеспечение и т.д.

кредиты

Рынок микрокредитования был создан Мухаммедом Юнусом, американским профессором, который в 1976 году открыл в Бангладеш Grameen Bank, который выдавал мини-кредиты для того, чтобы открыть собственное небольшое дело. С тех пор микрокредитование так и осталось сферой деятельности, где кредиты предоставляются частным лицам, которым нужны на короткий срок небольшие суммы. Для банков подобные кредиты невыгодны.

В России этот рынок начал развиваться в 2011 году, после вступления в силу закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Проценты под микрокредиты в России очень большие – в среднем, 1,5% в день.

Из основных игроков-франчайзеров в этой сфере бизнеса можно назвать: МИГ Инвест, «Мигомденьги», «Мастер Деньги», «Просто деньги», WMR-деньги, «Удобные займы», «Старт-Инвест», «Росфинанс», «Деньги сразу», «Деньги для Вас», «Фаст Финанс», Солид, франшизы кредитного брокера «Финанс гешэфт кредитование».

Часто за тем или иным брендом скрывается банк. Например, за брендом «Мгновенные деньги» стоит Алтайэнергобанк, который продает франшизу на открытие банковских офисов. Сами банкиры считают, что франшизные финансовые схемы для банков России нетипичны. Булад Субанов, зампред правления «ОТП банка», говорит, что это дает возможность экономить на развитии сети, но для банка есть риски с точки зрения стоимости бренда.

займы

У KBC Group была в Бельгии сеть финансовых франшиз, с помощью которых компания продавала банковские и страховые продукты, и в компании говорят, что, возможно, на каком-то этапе развития могут заинтересоваться и франчайзинговой схемой в России.

Эксперты по микрокредитованию считают, что при выборе подобной франшизы, франчайзи должен смотреть, в первую очередь, на то, будет ли франчайзер помогать в работе по возврату просроченных кредитов или предоставляет это решать самому франчайзи.

В России очень большой процент невозврата кредитов, а содержание коллекторской службы обходится дорого, поэтому этот фактор, по мнению консультанта, является одним из решающих при выборе франшизы в сфере микрокредитования. Франчайзер должен не только помогать в решении такой проблемы, но и обучать франчайзи методам воздействия на должников, т.к. если это перекладывается только на плечи франчайзера, который, как правило, находится от должников на расстоянии другого города, региона, то воздействие идет только с помощью электронных писем, SMS, телефона, а с должником следует встречаться лично, и в этом как раз и состоит роль франчайзи.

Кроме того, франчайзи следует иметь в виду, что рынок микрокредитования в России только формируется и не все франчайзеры – профессионалы в своем деле, часть франшиз – еще плохо проработаны. Также стоит помнить и о социальной стороне этой франшизы, так как на этом рынке еще несовершенно законодательство, сейчас идет процесс укрупнения банков и финансовых организаций, поэтому, приобретая такую франшизу, следует всё особенно тщательно просчитывать и обдумывать.

Если говорить о финансовых параметрах франшиз основных игроков этого рынка, то разброс цифр большой: требуемые инвестиции – от 350 000 рублей до 30 000 000 руб.; роялти – от 7% до 40% от получаемого франчайзи дохода. Срок окупаемости у всех - 6-8 месяцев.

микрокредиты

Свои комментарии о рынке микрокредитования нам дал Михаил Гончаров, учредитель ГК «МИГ Инвест»:

Михаил Валерьевич, обрисуйте, пожалуйста, ситуацию на рынке финансовых франшиз?

В настоящее время микрофинансовых организаций становится все больше и между ними возрастает конкуренция. К имеющимся крупным игрокам на этом рынке прибавляются новички, которые, возможно, еще не до конца сами освоили суть работы в данной сфере, но уже стремятся помогать с открытием всем желающим. Основная задача франчайзинга в том, чтобы уберечь человека от ошибок, которые возможны на начальном этапе бизнеса, дать подробную инструкцию, указать на все подводные камни и направить франчайзи в нужном направлении. Поэтому важно, помимо предоставления всех финансовых и маркетинговых инструментов, необходимых для начала деятельности, подобрать индивидуальный подход к каждому клиенту, выявить его потребности и приоритеты, чтобы каждый франчайзи имел бы свою особенность, отличающую его от других организаций.

Как компания борется с должниками - ведь невозврат кредитов и займов в России очень распространен, от этого страдают даже крупные банки?

Мы стараемся эффективно отсеивать неблагонадежных и/или неплатежеспособных потенциальных клиентов до заключения договора, благодаря современным сервисам, службе безопасности, различного рода базам, системам принятия решений, формулам и банковским технологиям, но если, по какой-либо причине, человек не возвращает деньги, в нашей компании много способов и альтернатив решения подобных вопросов. При правильном отношении, не накапливая сумму долга, пени, штрафа в течение первых трёх дней, 9 из 10 просроченных задолженностей можно вернуть, если за это возьмутся специалисты.

Чем отличается ваша компания?

Формировалась компания в таком виде, как сейчас, в течение четырех лет, а окончательно состоялась в 2013 году. Наш бренд изначально позиционировался, как франчайзинговый проект, нашу команду знали, в представлении для финансового рынка она не нуждалась, поэтому продажи франшиз стартовали одновременно с созданием. За прошлый год мы открыли 20 филиалов в разных регионах России под собственным брендом, 42 компании обособленными подразделениями, а к концу первого полугодия 2014 года планируется открытие еще 22-х филиалов. На сегодняшний день, у нас 78 офисов по России, открытых по франшизе.

Займы мы предоставляем в размере суммы от 1 000 до 250 000 рублей. Как правило, займ оформляется только по паспорту гражданина РФ. Никаких поручителей, комиссий, скрытых условий. Заполнение анкеты, скоринг и выдача наличных проходит максимально быстро, комфортно и безопасно.

Если говорить о критериях выбора франчайзи, то в первую очередь, всегда обращаем внимание на желание клиента серьезно заниматься делом. Далеко не все понимают, что приобретая франшизу, придется много работать и развиваться, как вместе с нашей компанией, так и самостоятельно, ошибочно полагая, что головная компания принимает на себя все решения проблем, а франчайзи только получает прибыль. Поэтому такой фактор, как желание клиента заниматься своим бизнесом, играет большую роль при оценке предполагаемого партнера.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Франшизы в сфере микрокредитования

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 56 тем, 132 комментария, 167 участников

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank