Франшизные точки на вокзалах: плюсы и минусы

Суббота
22.03.2014
За последние пару лет наметилась тенденция нового формата – рестораны, кафе, магазины по франшизе в зданиях вокзалов.
 

Попробуем разобраться, какие преимущества и проблемы существуют при таком формате бизнеса? Здания вокзалов во всем мире используются продуктивно. Кроме основного транспортного терминала и транспортных касс, в них располагаются различные  магазины, кафе, прокат машин  и т.п. Это считается одними из самых выгодных местоположений, ввиду огромной проходимости. В России длительное время на вокзалах было запрещено что-либо открывать. Но после проведенной реконструкции вокзалов, в зданиях стали  появляться различные  точки франчайзеров.

О формате фаст-фудов и магазинов на вокзалах Москвы  заговорили в 2012 года, когда руководство РЖД, после окончания реконструкции зданий вокзалов, заключило контракты с холдингами Росинтер Ресторантс  Холдингс» (бренды IL Патио, «Планета Суши»), «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» («Сбарро», «Ёлки-палки»), KFC, Subway. Первый фуд-корт открылся  на Ленинградском вокзале, затем на Павелецком вокзале.

Когда  в августе 2013 года на Павелецком вокзале открылся юбилейный 250-ый ресторан KFC в странах СНГ (общая площадь – 331 кв.м., 144 посадочных места), его транзакции за день впечатляли – 2,2 тысячи чеков ежедневно. Для сравнения, среднее количество транзакций в неделю по сети ресторанов KFC –  5,5 тыс. Кроме Павелецкого вокзала  рестораны KFC по франшизе открылись  на Савеловском  и Киевском вокзалах.

В фуд-корте Павелецкого вокзала (площадь 646 кв.м.), кроме KFC, работают франчайзи Costa Coffee, «Американский бар и гриль», «Мама Раша» и др. Также, на Павелецком открылся по франшизе магазин «ЦентрОбувь».

На Ленинградском вокзале (площадь фуд-корта – 1500 кв.м.) обосновались точки франчайзеров: «Сбарро», Burger King, Крошка-Картошка, «Чайхона №1», Costa Coffee, «IL Патио», «Планета суши», TGI Friday’s. ритейлеры Spar и X5 Retail Group.  На Ярославском –  ресторан «Ёлки-палки», у которого трафик также превышает 1 000 транзакций  в день. На Курском вокзале работает ресторан «Теремок».

По  данным информационного агентства РЖД-Партнер: до конца 2014 года  в полную силу заработают фуд-корты на Ярославском, Казанском, Белорусском вокзалах. Общий объем площадей для создания зон общественного питания на столичных вокзалах составляет –  свыше 4 тысяч кв.м.  Фуд-корты на вокзалах были открыты в рамках реализации концепции эффективного использования вокзальных комплексов ОАО «РЖД». Совокупный объем инвестиций в инфраструктуру вокзалов оценивается в 2,7 миллиарда рублей, включая 1,57 миллиарда, которые будут направлены на региональные объекты.

Мнение франчайзи

Франчайзи Анастасий Яхтанциди, владелец ресторана KFC на Павелецком вокзале:

«Мы почти восемь лет бились о стену, которую невозможно было пробить. Вели безуспешные переговоры с РЖД, и договориться удалось лишь после того, как в дочерней компании РЖД – Дирекции развития железнодорожных вокзалов –  сменилась часть руководства.  Открытие ресторана на вокзале обходится дороже в 2-2,5 раза, чем в среднем по сети KFC (это ориентировочная сумма в $750 долларов). Да и открывать ресторан на вокзале труднее из-за того, что там не предусмотрены коммуникации, которые требуются для общепита».

Мнение экспертов

Олег Писклов,  генеральный директор YUM! Restaurants In­ter­na­tional Russia & CIS (бренд KFC):

«Для нас открытие ресторанов на вокзалах — это преодоление нового рубежа. Мы активно развиваемся и у нас большие планы на будущее. Мы ищем новых партнеров, развиваем новые форматы, увеличиваем продажи наших текущих ресторанов».

Геннадий Кочетков, вице-президент Subway Russia Service Company:

«В настоящий момент Subway открыла 14 ресторанов на вокзалах и железнодорожных станциях.  В Москве у сети работают рестораны на таких вокзалах, как Киевский, Ленинградский и Белорусский. Поток людей на вокзалах и железнодорожных станциях достаточный, чтобы ресторан мог делать хорошую выручку. Если  размещение точки на фуд-корте в ТЦ, в среднем, оценивается в 3 миллиона рублей, то открытие на железнодорожной станции может быть более затратное. Также надо иметь в виду, что если ресторан хочет присутствовать на вокзале, ему необходимо учесть целый ряд требований со стороны администрации и это может  сказаться на общей стоимости проекта.  Да и согласование самого открытия может занять больше  времени, что также приводит к общему удорожанию проекта.

Если говорить о разнице в арендной плате, то у фуд-кортов на вокзале аренда выше в среднем на 3-4%, чем в фуд-кортах в ТЦ. Средний чек в ресторанах Subway на вокзалах составляет 180-200 рублей.

Плотность потока на крупных вокзалах и на небольших железнодорожных станциях разнится. Данный показатель обязательно учитывается при открытии точки. На крупных вокзалах, таких, как Киевский и Казанский, проходимость посетителей сравнима с плотностью потока в  фуд-кортах ТЦ. На мелких станциях, естественно, открывать точку абсолютно бессмысленно».

Подготовила Санта Малиновская