Степан Данилов: "Человек – это нечто среднее из тех 7 людей, с которыми он больше всего общается. Встречи Meyou – это о том, как создать для себя правильное мотивирующее окружение."
Понедельник
23.03.2015
Беседа со Степаном Даниловым, основателем стартапа Meyou, где находят единомышленников и экспертные советы, оценки.
 

Митапы -  это встречи для предпринимателей и стартаперов, которые зародились в далеком 2001 году, и проходят в неформальной обстановке, чаще всего, в ресторанах и кафе, имеют объединяющую идею и 4 основных принципа: делай, учись, делись, меняй. Об их практической пользе  для владельцев своего бизнеса мы побеседовали со Степаном Даниловым, молодым бизнесменом,  который организовал митап под названием Meyou или, как его называют завсегдатаи, «миюха». На таких встречах обмениваются идеями, развивают навыки бизнес-общения, находят новых партнеров, отрабатывают свой elevator pitch.

Как говорит Степан, 7-10 человек, с которыми ты больше всего общаешься – это и есть ты! Так что «миюха» – это отличная возможность создать для себя правильное мотивирующее окружение. А благодаря специальному сервису Meyou познакомиться со всеми полезными посетителями митапа сможет даже самый «прожженный интроверт».  

Степан, расскажи, как начинался митап Мию и какова его миссия?

Год назад мы просто начали встречаться стартаперами в кафе, обмениваться идеями. Вначале это было общение  с целью познакомить между собой людей, которые обладают предпринимательскими задатками и навыками и горят идеей создания своего бизнеса. Ведь  одному начинать бизнес – это сложно, а когда вокруг есть единомышленники – уже не так страшно. Вскоре мы поняли, что обязательно нужна традиция встреч.

В СССР для этого существовал социальный институт бань,  и это была очень правильная тема. Там происходило узнавание  «свой-чужой», не было иерархии, и можно было легко понять, комфортен ли человек в общении. У нашего поколения такого инструмента нет,  для знакомств остались только клубы и конференции. На конференциях не очень удобно, потому что там маленькие кофе-брейки и все устают за день, а в клубах шумно и темно.

В Америке я увидел, что именно наличие митапов было одним из 4 факторов, которые послужили толчком к активному развитию их стартапов. Поэтому по возвращении я поставил себе целью перезнакомить  здесь ту небольшую часть активного населения, которая хочет заниматься своим делом.

И как по твоим наблюдениям за проектом «миюхи» - как у начинающих предпринимателей с коммуникативными навыками?

Не очень. Но, как ты правильно сказала, знакомства - это навык. И в нашей стране интровертов ему не учат ни мальчиков, ни девочек. Стесняются все. Единственное место, где этому навыку можно научиться, это на курсах пикапа, но у них дурная репутация, поэтому многие люди туда даже и не пойдут. А вот просто так подойти к человеку и сказать: «Привет, я Степа, занимаюсь стартапами, а ты?», -  у нас совершенно не принято.  

Поэтому большой палочкой-выручалочкой служит наш сервис, который показывает список гостей, и чем каждый их них может быть полезен, зачем он пришел на мероприятие. Эти подсказки помогают знакомиться, показывают, о чем можно заговорить с человеком, это своеобразный opener («открывашка», то, что может послужить началом разговора). Очень важно, что есть такая площадка, куда можно прийти вечером и пообщаться с такими же, как ты предпринимателями. И, увидев интересного человека, подойти к нему или написать в чат, что ты бы хотел с ним познакомиться.  

То есть можно не ждать, пока подойдут или что-то напишут, а писать заинтересовавшему человеку самому?

Совершенно верно.

У вас на встречах читают отраслевые дайджесты. Зачем это делается?

Чтобы была дополнительная тема для разговора, чтобы знакомство из «холодного» превратилось в  «теплое», чтобы избежать необходимости слепого «нащупывания» общих тем для разговора.

Какие еще дополнительные инструменты для повышения коммуникативной вовлеченности вы используете?

Мы уже пробно запускали и немного позднее планируем  в доработанном виде снова использовать, так называемый вирус нетворкинга, который сам будет представлять людей друг другу. На основе  заполненных полей «что ищет; чем полезен» автоматически будут генерироваться сообщения подходящим посетителям, например, такие: «Привет. Я Паша, ищу дизайнера. Можешь что-нибудь подсказать?» Если человеку будет что порекомендовать, он это сделает. Таким образом, тебе даже не придется самому писать сообщение, и ты уже получишь ответ.  Плюс это будет ненавязчивый сервис, что тоже очень важно. При знакомстве важно не быть навязчивым.

Кто из известных людей приходил на миюхи?

Миша Смолянов, Вирта Вика (Фан Экшн), Слава Семенчук, Алена Владимирская, ребята из фондов (Наташа Царевская), представители Альфа-банка, Сбербанка, журналисты «Ведомостей», Сбербанка, журналисты «Ведомостей», демократично настроенный зам.министра Богза Александр (ген.директор ГБУ «Малый бизнес Москвы), он очень любит молодежь. .

Даже так!  Это как раз в унисоне с твоей идеей сводить молодежь и более опытное поколение!

Да, ведь существует же  активная прослойка молодежи, у которых есть неуемная энергия и скорость, и есть люди после 45 лет, которые многого добились, у них есть деньги и время и они могут много что дать молодежи. Так что это одна из наших идей на будущее – свести два поколения, чтобы они начали более плотно взаимодействовать.

Какой еще функционал планируете вводить на встречах?

Мы планируем вводить рейтинги полезности среди наших резидентов и давать разные ачивки за частоту посещений, полезные рекомендации, приглашения новых качественных гостей и т.д. Также мы планируем запустить миюхи в разных частях Москвы, в разных кафе. К нам часто заходят владельцы кафе с просьбами дать наш сервис, чтобы просто люди у них в кафе знакомились, общались.  

Что можешь сказать про посещаемость - процент новеньких и процент постоянных? К каким показателям стремитесь?

Обычно треть – новые посетители, это хорошая конверсия: всегда есть новая кровь и костяк приходит, потому что им нравится здесь знакомиться, ведь наши встречи полезны, плюс здесь нешумно, светло и никто не напивается.)) В плане показателей на будущее - мы стремимся к соотношению 50/50, но с организационной точки зрения нелегко привлекать так много «новеньких» без финансовых вложений.

К тому же вам ведь не любой новенький подойдет? Тематика предпринимательская...

Да, наемным людям здесь не особо интересно, потому что они не планируют ничего своего открывать.

Какие ещё удобства, возможности для предпринимателей-постояльцев?

Часто они приглашают сюда людей на собеседования. Плюс здесь очень удобно «развиртуализовываться»:  полезно встречаться с теми людьми, с которыми вы общались в фейсбуке, но вживую еще ни разу не виделись. Плюс выбор времени – воскресенье вечер – по многим параметрам удобный: не надо стоять в пробках, ты отдохнувший, готов знакомиться с людьми.

Насколько я знаю, воскресные миюхи это бесплатная тема, твой социальный вклад в предпринимательский климат России. Зарабатываете же вы на предоставлении своего сервиса конференциям. Расскажи о профессиональных знакомствах  подробнее! С нетворкингом там получше?

Там такие же проблемы со знакомствами, как и везде. На конференции же ходят не из-за контента, а из-за нетворкинга. Если контент научились делать более-менее хорошим, то с нетворкингом пока не умеет работать никто. Ты можешь стоять на конференции, с тобой будут рядом находиться полезные подрядчики или заказчики, а ты даже этого не будешь знать, и знакомство не состоится. Мы эту задачу решаем с помощью своего сервиса.

От чего зависит коэффициент эффективности сервиса на конференциях?

От многих факторов: от правильного лозунга, девиза, от интерфейса, от конференции и ее размеров. Мы каждый раз тестируем настройки, пробуем новое, так что у нас с каждым разом все больше и больше вовлечение, были у нас конференции с  вовлечением до 70%. Очень важно «попасть» в аудиторию, «зацепить» ее, угадать с девизом. Плюс важно, как часто включается сервис, где он расположен, объявили ли его или нет, как объявили.

Много факторов влияет на вовлечение. Например, мы работали на одной конференции, где вообще сработала провокация: «Что ты смотришь в экран?».  Мы пробуем использовать и провокационные вещи, в допустимых культурой данного места пределах.

Степан, а почему ты вообще решил заняться своим бизнесом?

Я устал работать в «корпоративке», зарабатывать деньги для других. Я работал  в металлургии, в машиностроении, в коммерческой недвижимости. Я всегда занимался масштабированием, в СНГ, в Европе поднимал филиалы. Потом мне это надоело. Пришел в айтишную отрасль, где до этого никогда не работал. Это для меня как новый спорт. В старом спорте я знал все, что работает и как, а здесь настоящий вызов: и отрасль, и люди абсолютно другие.

Что за проект у тебя был  Do.Docs?

Это был мой первый неудачный проект. Я его делал, параллельно работая в найме, и разочаровался в этой попытке совмещать эти две ипостаси.  В результате у тебя не получается хорошо делать ни то, ни другое: в одном месте  ты скрываешь, что занимаешься своим делом, в другом месте ты не можешь полноценно ездить на встречи с клиентами.

Как ты считаешь, любой человек может быть предпринимателем?

Я считаю, что нет. Предпринимателем может быть только тот, кто умеет восстанавливаться после того, как «расстроился», потому что количество падений даже у маленьких компаний огромное. И ты не можешь быть «расстроен», потому что на тебя смотрит команда,  и, если дрогнешь ты, она тоже начнет сомневаться. Если ты после большой череды неудачно сложившихся обстоятельств, все еще можешь сказать: «Я иду дальше!». Только тогда ты сможешь стать предпринимателем, потому что тяжело разочаровываться долго.

В «корпоративке» у тебя было по-другому?

Да, там очень много людей и «размазывается» ответственность, амплитуда колебаний благополучного и неблагополучного стечений обстоятельств получается. Там у тебя есть кабинет, секретарша, всегда есть деньги компании, чтобы заплатить зарплату сотрудникам, ресурсы. А для своего дела ты жертвуешь многим: отношениями, развлечениями, здоровьем, свободным временем.

У тебя есть свободное время?

У меня есть единственный выходной день – суббота, в который я назначаю встречи, которые не успеваю провести в будни, и  делаю закупки на неделю. В целом,  предпринимательство – это круглосуточная работа. Ты встречаешься с клиентами и в воскресенье, и вечерами, потому что людям с тобой удобно в свободное от пробок время пересекаться. Это тяжелый режим.

Как ты отвлекаешься от стрессов предпринимательской деятельности? Спорт, медитации, путешествия?

Точно не путешествия. Свободные деньги  можно вложить в нового человека, который решает часть твоей боли, берет на себя какие-то новые функции.

Ты большую ответственность за людей чувствуешь? Ты до этого был начальником?

Да, был. Но в найме ты просто следишь за постановкой и выполнением задач, а тут ты, условно говоря, платишь из своего кармана, думаешь, как людей накормить, понимаешь, что только ты несешь ответственность за свои правильные и неправильные решения, которые могут вообще потопить лодку вашей фирмы.

Изменилось ли твое восприятие денег с тех пор, как ты стал предпринимателем?

Раньше я бы элементарно ответил на вопрос о том, что такое деньги:  это был просто ресурс, который позволял что-то иметь. А теперь это ресурс, который позволяет тебе нанять человека, который даст тебе чуть больше отдохнуть. Деньги перестали быть целью, когда они достаются легко, они неинтересны. В найме ты получаешь ачивки,  новую зарплату, покупаешь тачки, шмотки, у тебя есть бонусы, сертификаты, это всё медали. А предпринимательство – это не про золото и медали, а про выдержку, про то, добежал ли ты, ведь ты – марафонец!

Были ли у тебя ярко выраженные авторитеты в бизнесе?

Даже не задумывался о том, есть ли такие люди, которые меня вдохновляют. Мне нравятся амбициозные ребята типа Тинькова, Чичеваркина, которые не боятся говорить и отстаивать свою позиции, которую могут обосновать.

Ну и напоследок, Степан, расскажи, какие у Meyou планы на будущее?

Мы хотим тему митапов с нашим сервисом продвигать  в регионы, потому что потребность во встречах предпринимателей там тоже есть, и она никем не удовлетворена. Конечно,  там вести буду не я, а представитель местного предпринимательского сообщества.

Речь о франшизе?

Не совсем, поскольку это социальная, а не финансовая история. Скорее так: мы напишем правила, которых наши партнеры должны будут придерживаться. Например, это точно должно быть кафе, непременно простое, не пафосное. Ну и важно использование нашего сервиса, чтобы собравшиеся понимали, кто что ищет и чем может быть полезен. Мы очень хотим, чтобы в Питере, Твери, Новосибе и других городах такая же «история запустилась». Так что будем рады, если на нас выйдут какие-нибудь активные лидеры из регионов и «стартанут» эту полезную тему у себя в городе.  Так что ищем партнеров!