"Ситуация в стране с развитием не только франчайзинга, но и малого бизнеса вообще, изменится с появлением дешевых длинных денег, как это происходит во всем развитом мире. Когда это будет у нас – пока сказать сложно."
Среда
12.02.2014
Работать в команде сильного франчайзера – всегда интересно и выгодно, особенно, когда речь идет о франшизе на самом конкурентном рынке России – рынке общепита.
 

Компания «Система БИТ-2000» в своем портфеле имеет известные на всю Россию ресторанные бренды: «КофеТун» и «СушиТун» – кафе европейской и японской кухни в средней ценовой категории, с концепцией заведений – натуральная, здоровая пища. Семейные рестораны «Марше» – с оригинальной концепцией, интерьерами, напоминающими гостеприимный дом, с открытой кухней и отдельной детской, с приготовлением всех блюд на заказ. «Блинокофф» – рестораны быстрого питания, с блинами по древнерусским рецептам. Количество собственных предприятий общественного питания компании «Система БИТ-2000» – свыше 60, количество предприятий по франшизе – свыше 20.

О франчайзинговой стратегии компании, о тех факторах, которые тормозят развитие российского франчайзинга, рассказывает Андрей Крестовников, руководитель отдела развития и франчайзинга ГК «Система БИТ-2000»:

– Расскажите, пожалуйста, о вашем франчайзинговом предложении?

– Мы обладаем внушительным портфелем собственных брендов, которыми оперируем сами и можем предлагать в коммерческую концессию (франчайзинг). Однако в настоящий момент наше предложение для партнеров, в основном, состоит из сверхуспешного комбо-бренда «КофеТун/СушиТун» – это кафе с европейской и японской кухней, кондитерскими изделиями, хорошей картой напитков и кофе.

Первый «КофеТун» открылся в Москве в 1999 году. У нас – более чем 60 собственных точек общепита в России. Кроме того, мы выводим на рынок новый бренд в популярном направлении кавказской кухни. Первый объект уже работает в Москве, еще 7 на стадии строительства и запустятся в первом полугодии этого года.

– Как вы справляетесь с большой конкуренцией на рынке российского фастфуда? Если, например, к вам придет предприниматель и скажет, что хочет работать по франшизе, но не решил, покупать вашу франшизу или другую, то какие аргументы вы приведете в пользу уникальности вашего предложения?

– Разумеется, мы не конкурируем с Макдональдсом, как впрочем, и никто в России. Но у нас есть прямые конкуренты в сегменте демократичных кафе, и эта конкуренция распространяется, в том числе, на борьбу за партнеров. Несмотря на большой рост интереса в стране к качественным предложениям на рынке франшиз общепита, количество людей, обладающих деньгами на постройку кафе/ресторана не так велико, а инвестиции довольно высокие. Здесь мы имеем очень сильное конкурентное преимущество – в сотрудничестве с инвестиционной группой «Лайф» мы способны утвердить партнёра с 1/10 долей от всех необходимых инвестиций в проект! И это не кредит, а финансовое партнерство в форме ЗАО, по истечении которого франчайзи становится 100% владельцем кафе. Это уникальное предложение, которым уже сейчас хотят воспользоваться сотни желающих и мы получаем огромное количество заявок. Есть среди соискателей и люди осторожные, сомневающиеся, выбирающие. В этом случае я советую посетить любой наш объект, который, как правило, соседствует с объектами прямых конкурентов – таков рынок общепита – и посмотреть, попробовать, почувствовать. После этого сомнения исчезают: мы предлагаем очень достойную демократичную кухню, в обрамлении стильного дизайна. Поэтому мы не боимся конкуренции.

– Ваша ГК - сильный игрок на российском рынке франшиз, у вас много кафе и вы давно работает по этой модели. Как вы полагаете: почему в России франчайзинговая модель развивается не так успешно, как в Америке? Какие факторы тормозят российский франчайзинг?

– В последнее время можно наблюдать некоторые подвижки в сфере законодательного регулирования франчайзинговых отношений и общее повышение культуры этого сегмента в России. Однако, на мой взгляд, основной тормозящий фактор – это отсутствие банковского кредитования «молодого» бизнеса. Наши финансовые институты предпочитают инструменты без риска и не стремятся кредитовать вновь открывающиеся объекты только зарегистрированных юридических лиц. Некоторые банки только начинают воспринимать франчайзинг от крупной, проверенной временем, компании, как довольно надежный инструмент. Средние инвестиции в наше кафе составляют 10-15 млн. рублей, в зависимости от площади. Мало просто хотеть делать бизнес, важно еще иметь стартовый капитал, либо соинвестора. Ситуация в стране с развитием не только франчайзинга, но и малого бизнеса вообще, изменится с появлением дешевых длинных денег, как это происходит во всем развитом мире. Когда это будет у нас – пока сказать сложно.

- Что такое, по вашему мнению, качественная франшиза? - По моему мнению, «качественная франшиза» это, прежде всего – опыт. Опыт ошибок, находок, удач и разочарований. Без полноценной knowledge base (базы знаний) невозможно стабильно предлагать качественный продукт. Наша компания – «старожил» на рынке общепита, первый «Кофетун» открылся в Москве в 1999 году. Мы не стоим на месте и постоянно совершенствуем бренд, минимум 4 раза в год обновляем меню, развиваем дизайн объектов для удобства посетителей и улучшаем сервис. Мы оперируем более чем 60 собственными точками общепита по всей стране и знаем, как в этой сфере зарабатывать. Именно это знание мы предлагаем партнерам.

– Какие ошибки чаще всего делают начинающие франчайзи?

– Хотелось бы уберечь всех потенциальных франчайзи от некоторых явных ошибок:

  • Не гонитесь за дешевизной. Если нет паушального взноса, значит и стартап сервис будет соответствующим; если нет роялти, значит, правообладатель закладывает свою прибыль в обязательную поставку товара партнеру, и вы будете работать не на себя; если инвестиции малы, то и ваша выручка будет невелика, на грани выживаемости. Это не теория, а практика.
  • Не мешайте хобби и бизнес. Мне приходится часто слышать примерно следующее: «Я так люблю печь торты, что просто обязан/обязана открыть кафе». Послушайте, уметь готовить и заниматься бизнесом - это не одно и то же! Мы, к примеру, не ищем партнеров-кулинаров (для кухни есть наемные повара), мы ищем партнеров-бизнесменов. Человек должен знать деловую сферу и уметь работать с людьми, остальное мы дадим.
  • Не идите на поводу у своих желаний. Очень часто желание открыть ресторан содержит имиджевую составляющую и удовлетворение собственных амбиций. Очень редко такие проекты успешны. Надо отдавать себе отчет в том, что любой бизнес – это ежедневная ненормированная работа, и объект общественного питания не исключение, а скорее, наоборот. Оцените свои силы и способности, а потом беритесь за дело и идите до победы!

– Какие планы у компании?

– Мы растем и развиваемся, а это главное. Планируем выйти на график открытия минимум одного объекта в неделю. Мы разрабатываем мотивационные схемы для персонала, чтобы и в этом году соответствовать званию «Привлекательный работодатель» (по версии SuperJob.ru за 2013 год). Намереваемся и дальше предлагать новую интересную кухню по приятным ценам. И еще, мы выходим на зарубежные рынки. Ставим амбициозные цели и задачи, потому что понимаем уровень ответственности перед партнерами и осознаем, в какой высоко конкурентной сфере мы работаем, где любая остановка – это шаг назад. Мы планируем двигаться вперед!