Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга, член Президиума правления НП «ОПОРА»
Воскресенье
31.08.2014
Беседа о реалиях малого бизнеса c Екатериной Сойак, членом совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга
 

В предверии очередной франчайзинговой выставки Екатерина Сойак, её основатель, рассказала нам о том, как выстраивался рынок российского франчайзинга.

1. Как родилась идея проведения выставки в тематике франчайзинг, кто были первые участники?

В 2002 году, когда я еще не жила в России, но довольно часто приезжала в командировки, во всех средствах массовой информации говорилось о необходимости развития малого и среднего предпринимательства в России ( разговоры об этом, кстати, продолжаются и по сей день). Тогда-то мне и пришла в голову идея организовать выставку по франчайзингу. Ведь именно эта форма ведения бизнеса является очень хорошим инструментом для развития малых и средних предприятий путем распространения уже зарекомендовавших себя технологий ведения бизнеса.

Однако, тогда я так сильно увлеклась этой идеей, что совершенно упустила из виду необходимость проработки  вопроса об   участниках выставки. К  тому же, как я уже упомянула, в Россию я приезжала только в командировки и поэтому реальное положение дел мне представлялось несколько в ином свете. И вот когда мы объявили о предстоящей первой выставке по франчайзингу BUYBRAND все и началось ! Даже в Москве в 2002 году смысл этого иностранного слова интерпретировался как угодно, но только не как форма ведения бизнеса.

Мы столкнулись с полным отсутствием понимания, что же это такое и зачем оно нужно! Но назад дороги уже не было. Я не могла себе позволить сказать: «Ну ладно, подождем пока рынок подрастет и не будет путать франчайзинг с новой бухгалтерской программой » Тема объявлена, на кону моя и новой компании репутация. Было принято решение двигать гору к Магомеду ! Мы стали делать и проводить огромное количество мероприятий образовательного характера, объясняя нашей целевой аудитории, что же это все-таки такое. Тогда, я помню, мы проводили десятки круглых столов и семинаров не только в Москве, но и в регионах. Постепенно  формируя аудиторию людей, заинтересованных в покупке франшизы.

С участниками выставки дела обстояли сложнее. На рынке реально действующих франчайзеров можно было пересчитать по пальцам. Стало понятным, что основной упор нужно делать на иностранных франчайзеров, которые уже имеют многолетний опыт продажи франшиз. И начались мои многократные поездки на зарубежные выставки по франчайзингу. Однако, и здесь было не все так просто. Иностранные франчайзеры были не готовы выходить на рынок России. Они были слишком напуганы историями о российских медведях, бандитах и беззаконии. Смельчаков оказалось катастрофически мало. Но, несмотря на  всю авантюрность и сомнительность затеи проект состоялся. И в 2003 году мы провели первую выставку по франчайзингу BUYBRAND, изрядно удивив тем самым коллег по выставочному бизнесу.

В первой выставке приняли участие не больше 20-и компаний, большая часть которых была, разумеется, иностранными. Но, не смотря на трудности, выставка развивалась. Единственная на тот момент на всём пост советском пространстве она стала привлекать не только иностранные компании, но и стимулировала интерес российских предпринимателей к франчайзингу. В 2008 году общая площадь BUYBRAND Expo достигла уже 10000 м.кв.. Выставка вошла в шестёрку крупнейших выставок по франчайзингу в мире по количеству и разнообразию представленных брендов. Сегодня мы входим в ТОП-5 и не планируем останавливаться на достигнутом.

2. Насколько за это время изменился рынок франчайзинга в России; каких концепций больше: возникших внутри страны или пришедших извне?

Главное отличие нынешнего рынка франчайзинга от франчайзинга десятилетней давности в процентном соотношении востребованных концепций: если раньше лидирующим сегментом была розница (в основном, одежная), то сейчас «рулит» общепит, в особенности, фаст-фуд. Это, кстати, весьма положительным образом влияет на весь российский франчайзинг, так как фаст-фуд – не наша тема, он стал популярен  в России только в последние годы, поэтому у нас этот сегмент развивается исключительно за счет западных технологий. В секторе фаст-фуда у нас приличное количество брендов из США, где , что называется, на этом «собаку съели».

Некоторые американские концепции  (Subway, Макдоналдс, KFC, Burger King) показывают в России хорошую динамику развития и, что самое главное - они задают высокую планку стандартов работы, что в свою очередь,  заставляет уже российских предпринимателей «подтягивать» уровень работы в российских заведениях фаст-фуда. Ну и конечно, российских концепций и в рознице, и в общепите, и  в услугах за последние 7-8 лет стало в несколько раз больше. Мы видим, что не только в Москве, но и в регионах франчайзинг становится все более распространенным способом продвижения своего бренда.

Кстати, зачастую, это продвижение начинается именно с регионов. Примерами могут послужить такие  сети, как:  «33 пингвина» из Томска,  Harat’s из Иркутска, пермская компания «Алендвик». В этом году особенно заметно, как много наших отечественных концепций на примере выставки BUYBRANDExpo.

Этой осенью на выставке впервые представляют свои франшизы такие  известные российские бренды, как X-Fit,  «Чайхона №1»,  Helly Hansen, Redmond, а также такие совсем свежие, яркие и модные марки,  как, например, "Анна Чапман". Что касается новых франшиз из сегмента общественного питания, то и тут есть «новенькие» - Cuba Libre, «Суши Вок» и другие. Впервые на BUYBRANDExpo приедет новая франшиза замороженных йогуртов из Краснодара YOGUMI; Carraji из Владивостока - редкая концепция, специализирующаяся на мужских украшениях; Владимирская Фабрика Дверей и многие другие.

3. Насколько российский рынок своеобразен и какие особенности отличают его от рынков других стран (возможно у вас имеются наглядные примеры) ?

Меня часто об этом спрашивают, но я всегда отвечаю, что у франчайзинга в России нет никакого «особого пути». Мы проходим тот же путь, набиваем те же шишки, что и другие страны. Российскому бизнесу просто по возрасту положено переболеть всеми «детскими болезнями». Болезни это называются: «жить сегодняшним днем», «неумение просчитывать на долгую перспективу», «закрытость, недоверчивость» и т.д. Но я уверена, что, если мир совсем уж не перевернется с ног на голову, мы все это переживем и совсем скоро «повзрослеем». У российского бизнеса и российского франчайзинга большое будущее.

4. Главное разочарование, какой проект вам запомнился, как самый неудачный и почему?

Очень жаль, что такой замечательный австралийский бренд как Gloria Jean’s Coffee так и не смог полноценно зайти на российский рынок. Эту концепцию несколько лет назад  пытались развить турецкий мастер –франчайзи. К сожалению, ничего толкового так и не получилось.  Это как раз пример того, что, заходя на новый для себя рынок, лучше действовать через местных , сильных и опытных партнеров.

5. В противовес предыдущему вопросу, кто из франчайзеров продемонстрировал самую лучшую динамику развития и что тому, на ваш взгляд,  послужило причиной?

Я бы отметила российскую компанию «Инвитро», которая вовремя разглядела абсолютно незанятую нишу. Учредители, по сути, сами и сформировали спрос на свои услуги в России. Когда эта компания появилась, конкурентов на нашем рынке у них практически не было, а сейчас  их будет уже не так легко догнать. Совмещая в себе высокие стандарты работы с динамичным и  уверенным  темпом развития «Инвитро» по-прежнему остается компанией с человеческим лицом , которая выстраивает долгосрочную стратегию развития , инвестируя все больше средств в инновационные технологии.  А это не может не привлекать все новых и новых партнеров-франчайзи.

Также можно упомянуть об американской концепции Subway, которая при небольших вложениях предлагает своим франчайзи отличные технологии, и потому их сеть растет «как на дрожжах» по всей России.  «Шоколадница», конечно, очень заметный проект. И  успешный, о чем свидетельствует сделка, о которой недавно так много говорили («Шоколадница» купила сеть «Кофе Хауз»). Тут ключевые факторы – большие инвестиции + грамотное управление. Вообще, во франчайзинге, как и везде, главное – это профессиональные управленцы, которые могут не только правильно выстроить процесс работы в собственной сети, но что самое важное – грамотное, взаимовыгодное выстраивание партнерских отношений  с франчайзи.

6. Какие концепции будут востребованы на российском рынке в самой ближайшей перспективе, а какие в долгосрочной и почему?

В ближайшее время будет большой спрос на все, что связано с едой. Хорошие зарубежные и наши концепции в сегменте общественного питания будут развиваться и множится. Что касается долгосрочной перспективы, то, возможно, в Россию придет спрос на здоровую еду, экологически чистое питание. Есть будущее у концепции небольших магазинов формата «у дома» : люди «расползаются», появляется много отдельно стоящих поселков таунхаузов, загородных домов, там такие маленькие франчайзинговые магазинчики будут как нельзя кстати. Плюс я бы отметила, что, скорее всего, в будущем будут очень популярны услуги, которые помогут экономить время, ведь скорость нашей жизни растет, и необходимость минимизировать временные затраты выходит не первый план.

7. Ваши советы, рекомендации тем западным (Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Словения, Хорватия, Венгрия, Румыния) компаниям, которые рассматривают российский рынок, как возможную площадку для масштабирования своих концепций.

Если честно, то я затрудняюсь что-либо советовать компаниям из стран восточной Европы. Я не думаю, что там есть потенциал для Российского рынка. Бизнес в этих странах такой же молодой, поэтому местным компаниям лучше осваивать собственные территории, нежели «испытывать судьбу» на таком огромном рынке, как наша страна.