Вторник
15.07.2014
Наметившийся рост доли вакантных торговых площадей в стрит-ритейле и ТРЦ продолжится до конца года
 

За первое полугодие 2014 года ввод новых торговых площадей в московских торговых центрах уже почти достиг объёма всего прошлого года - 0,6 млн. кв. м., их количество выросло на 7,5% до 7,93 млн кв. м. (пресс-релиз компании Knight Frank).

А совокупная арендная площадь за этот же период выросла на 5,7% до 4,16 млн кв. м. И до конца 2014 года в Москве запланировано к сдаче ещё несколько крупных ТЦ. В случае их своевременного ввода совокупная торговая площадь в московских моллах к Новому году вырастет на 16,4% до 9,23 млн кв. м, а арендная - на 14% до 5,76 млн кв. м.

Франчайзи Сёма

При этом доля вакантных арендных площадей в торговых центрах сейчас составляет 3,5% с тенденцией к увеличению до 7% к концу этого года. Доля вакантных арендных площадей в сегменте стрит-ритейла Москвы также продолжает расти: в июне 2014 года на основных торговых коридорах столицы она достигла 7%.

В свою очередь, растут и сроки экспозиции помещений. Так, многие помещения с наиболее выгодными характеристиками экспонируются уже второй месяц подряд.

Эксперты объясняют такую ситуацию большой конкуренцией со стороны новых торговых центров и спадом потребительской активности. Несмотря на это, арендные ставки пока остаются на прежнем уровне.

Не напоминает ли это массовое строительство моллов в США. Там строительство моллов закрытого типа началось сразу после войны. Страна стала богатеть, у людей появились деньги, а бизнес не упустил возможности дать им их потратить со вкусом. Этот процесс подтолкнули налоговые льготы для ритейла.

Расцвет торговых центров в США дал первые тревожные звонки довольно быстро – уже в середине 70-х в стране появились первые "моллы-призраки". Пустели и закрывались неудачно построенные центры, затерянные в "медвежьих углах", вдали от маршрутов горожан, в "вымирающих" городах.

В те времена американцы массово переезжали из центров в пригороды (процесс субурбанизации), и некоторые комплексы, рассчитанные на огромные потоки в самом сердце городов, оказывались не у дел, хирели, теряли арендаторов и в итоге попадали либо под редевелопмент, либо под снос.

В 1999 году в США насчитывалось не меньше двухсот greyfield malls – торговых центров, находящихся на грани закрытия или уже закрытых. Их совокупный долг превышал $2 млрд, а затраты на реконструкцию оценивались в $11 млрд. В 2001 году из двух тысяч американских региональных ТЦ в категорию greyfield malls попали 20%.

Перемены на продуктовом рынке Латвии

Причины - общий экономический кризис, смена трендов в ритейле (девелоперы начали отказываться от строительства "больших коробок с магазинами" в пользу lifestyle centers – современных торговых центров смешанного типа. Устаревшие комплексы стали терять якорных арендаторов, вслед за которыми уходила львиная доля посетителей, обрекая центр на медленное умирание.

Явление это получило в США название dead malls – торговые центры с внушительной долей вакантных площадей, долгами и без особых перспектив к выздоровлению. На сайте deadmalls.com большой перечень таких "умирающих" или уже умерших торговых центров: в каждом штате их чуть ли не десяток. При высочайшем уровне конкуренции смертным приговором для молла может стать любая мелочь, любая ошибка при проектировании и эксплуатации.

Итог к сегодняшнему дню таков: какие-то моллы закрылись, какие-то обошлись "урезанием" части помещений. Большое количество "опустевших" торговых центров – памятник неуёмному потреблению, которое у нас в стране только разворачивается в полный рост.


ТОП читаемости

Бизнес-план салона красоты /01.05.2014

Все салоны красоты отличаются по уровню, набору услуг и находятся в различном конкурентном и клиентском окружении.

Как увеличить посещаемость магазина /13.10.2013

На сегодняшний день появляются различные новые технологии, как можно увеличить посещаемость магазинов, привлечь новых покупателей.

Франшиза в кино /10.12.2013

Франшиза в кино отличается от франшиз других сфер бизнеса: это, в первую очередь, договор на интеллектуальную собственность.

Бизнес-план парикмахерской /09.05.2014

В одной только столице каждый год открывается около 800 салонов красоты и парикмахерских, но почти столько же и закрывается

Система мотивации продавцов по Шейну /25.01.2014

Одна из основных задач, над которой задумываются практически все предприниматели – мотивация продавцов-консультантов.