25.03.2013

Воровство интеллектуальной собственности во франчайзинге

Франчайзинг как метод ведения бизнеса появился в США пол века назад, в России же он возник совсем недавно - 18 лет назад.

В связи с этим на сегодняшний день в России отсутствует закон о франчайзинге. Эта деятельность регулируется только Гражданским кодексом, в главе 54 которого даются общие рекомендации по тому, что могут и чего не могут делать франчайзер и франчайзи. По этой причине нередко случаются скандалы как на национальном, так и на международном уровне. Если углубиться в историю, то именно правовая база дала толчок бурному развитию франчайзинга.

Воровство интелектуальной собственности

В США этому способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Предоставляя права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под контролем и защитой закона, предприниматели быстро расширяли границы своего бизнеса. В 1960 году из-за серий скандалов, связанных с разорением головных компаний была образована Международная Ассоциация Франчайзинга, в 1972 – аналогичная европейская организация.

Сегодня из-за несовершенства законов франчайзер после предоставления марки и технологии может остаться не в у дел. Вопросы защиты интеллектуальной собственности являются особенно актуальными во франчайзинге. Кажется, зачем платить за права на обладание знанием, которое уже было куплено?

Поэтому одна из главных проблем на рынке франчайзинга - воровство интеллектуальной собственности. Ноу–хау франчайзера защищено очень слабо. Ведь если франчайзи приобрел эти знания, то никакие законы не могут заставить его не использовать их в своей последующей деятельности.

Например, недавно в феврале на Украине разгорелся скандал именно по этой причине. Киевские партнеры украли бизнес-идею «Вареничных «Победа» у крымского бизнесмена Вадима Гакало (компания Best Restaurant System). Они сменили вывеску на «Вареничная «Катюша», но ничего не изменили ни в меню, ни в оформлении. И таких случаев незаконного использования торговой марки очень много. Предприниматели продолжают работать под фирменным логотипом после момента расторжения договора франчайзинга.

В основном договоры после прекращения деятельности по франчайзингу предусматривают изменение признаков фирменного стиля, вывески, интерьера, таким образом, чтобы оно не напоминало действовавшее по франчайзингу предприятие. Допустим, бывший франчайзи выполняет первые требования по договору, но вот продолжать работать на приобретенном оборудовании он имеет полное право, т.к. оно является его собственностью.

К тому же многие франчайзеры не готовы вести судебные тяжбы, это трата времени и денег, но и добиться справедливости из-за пробелов в законе достаточно сложно. Поэтому недобросовестные франчайзи, пользуясь случаем, используют опыт и знания, полученные от франчайзера.

Так неужели нет никакой гарантии защиты ноу-хау франчайзера? Если подумать, то им мог бы стать запрет заниматься тем же видом деятельности, что и во франчайзинге в течение определенного времени после прекращения договора. Но на сегодняшний день ни в одной стране нет закона, который предоставлял бы такую возможность. В России единственный способ защиты интеллектуальной собственности – это Федеральный закон о коммерческой тайне, который был принят летом 2004 года.

Как из такой ситуации выкручиваются всемирно известные компании? Coca–Cola, Pepsi, Schweppes передают партнерам специальный сироп, рецепт изготовления которого хранится в строжайшем секрете. Большинство франчайзеров поставляют уже готовый ингредиент, без которого невозможно изготовление.

Подводя итог, стоит отметить, что проблема воровства интеллектуальной собственности франчайзеров не решится до тех пор, пока не будет усовершенствована законодательная база. Поэтому имеет смысл внимательно изучить опыт взаимоотношений франчайзеров и франчайзи в нашей стране.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Воровство интеллектуальной собственности во франчайзинге

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 54 тем, 125 комментариев, 162 участника

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank