16.03.2013

Франчайзинговый пакет

Франчайзинговый пакет, который называют также франчайзинговой лицензией или франшизой - это основа франчайзинговой системы

В стандартный франчайзинговый пакет входит:

  1. торговая марка
  2. ноу-хау
  3. оперативная помощь
  4. услуги для франчайзи, которые предоставляються франчайзером
  5. расчеты с франчайзером


торговая марка

Знак для товаров и услуг ("торговая марка" согласно законодательства РФ) — это знак которым одни товары и услуги отличаются от других. Такими знаками могут быть слова, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.

Символ ® означает, что знак зарегистрирован и охраняется законом

Термин "торговая марка" прямо заимствован из английского языка. По сути, термин "знак для товаров и услуг" и "торговая марка" означают одно и тоже понятие и могут использоваться равнозначно.

Товарным знаком может быть: образ, рисунок, цветная композиция, объемная форма, а также форма или упаковки, мелодия, музыкальный сигнал.

Согласно законодательства, товарный знак охраняется законом. Это касается товарных знаков, которые зарегистрированы в патентном бюро, и для каких выдано соответствующее свидетельство. Организация или физическое лицо, которое хочет зарегистрировать товарный знак получает исключительное право для его использования, для товаров, которые обращаются на территории всей страны.


Ноу-хау

Франчайзинг "ноу-хау" — от английского know how (знаю как) — это передача на договорной основе разных знаний и опыта - научного, технического, промышленного, административного или иного характера, которые практически используются в деятельности предприятия или в профессиональной деятельности, но еще не стали общеизвестны и могут предметом купли-продажи и использованы для получения конкурентного преимущества.

Передача на договорной основе разных знаний и опыта - научного, технического, промышленного, административного и иного характера.

Понятие ноу-хау начали использовать во второй половине XIX века в промышленности США и Англии, однако до сегодняшнего дня нет однозначного его понимания.

Что касается понимания данного термина, трактуемого Международной торговой палатой Парижа, ноу-хау означает целостное знание, т.е знания и опыт применяемое в технологии производства или оказании услуг.


Оперативная помощь

Операционный учебник выполняет две основые задачи:

- Прежде всего он содержит описание обязательных для выполнения правил, согласно которым франчайзи должен вести деятельность в рамках этой франчайзинговой системы. Для этого учебник должен охватывать широкий круг вопросов и детально описывать все аспекты деятельности предприятия франчайзи..

- С другой стороны благодаря своей детальности, кое-где даже мелочности, операционный учебник обеспечивает охрану концепции деятельности франчайзера, его ноу-хау и коммерческих тайн.

Ниже представляем описание основных элементов, которые должны содержаться в операционном учебнике. Этот перечень разделов не является универсальным, поскольку каждая отрасль имеет свои специфические отличия, которые должны также найти свое отражение в соответствующих записях операционного учебника. Не подлежит сомнению, что операционная учебник сети заведений быстрого обслуживания будет существенно отличаться от учебника сети ремонту автомобилей.

Операционная учебник должен содержать детальное описание - до мельчайших деталей - все процедуры, которые могут понадобиться франчайзи для работы

Вступление

Краткая характеристика франчайзинговой системы и философии ведения деятельности франчайзера. Также здесь франчайзер должен в общем описать свои ожидания относительно франчайзи, и на что франчайзи может рассчитывать, работая в системе.

Франчайзинговая система

Описание модели сотрудничества между франчайзером и франчайзи.

Оборудование

Перечень оборудования, необходимого для ведения хозяйственной деятельности в рамках франчайзинговой системы вместе с инструкциями обслуживания оборудования. Здесь также следует отметить, как устранять основные и часто повторяющиеся дефекты, а также указать адреса и телефоны поставщиков оборудования и их сервисных пунктов. Часто франчайзер описывает франчайзи архитектурный проект точки.

Организационные процедуры

Этот раздел обычно делится на несколько подразделов, которые охватывают такие вопросы как:

  • дни и часы работы заведения;
  • описание необходимого штата сотрудников, вместе с должностными инструкциями и подробным описанием их обязанностей;
  • обучение работников;
  • требования относительно одежды и правил поведения работников
  • процедура принятия работников на работу;
  • дисциплина работников;
  • требования безопасности и гигиены труда
  • стандарты и процедуры
  • требования и рекомендации по ценовой политике
  • политика поставок с указанием источников
  • стандарты качества товаров и услуг, а также процедура принятия жалоб;
  • отчетность - детальное описание стандартов необходимой отчетности, а также финансовой информации, которая должна быть доступна франчайзеру. Также описывается рекомендуемый метод делопроизводства для франчайзи и хранение ним финансовой информации;
  • франчайзинговая оплата - специфика начисления комиссий, франчайзи обязуется платить франчайзеру;
  • процедура контроля за поступлением наличных и проведения банковских операций, включая процедуру работы с чеками, расчетными и кредитными картами;
  • страхования - описание обязательного страхования франчайзи, при возможности перечень рекомендованных страховых программ;
  • процедура управления запасами;
  • реклама и маркетинг - базовые правила маркетинговых технологий и стратегии продаж, используемых в франчайзинговой системе, правила размещения рекламы в точке продаж, возможности ведения деятельности PR, инструкции по организации рекламных кампаний;
  • требования относительно использования франчайзи товарных знаков и других знаков, выделят франчайзинговую систему, полное описание так называемого Corporate Identity франчайзинговой системы;
  • список основных правовых актов, с которым должен ознакомиться франчайзи.

Стандартный формуляр

Здесь должны быть помещены образцы всех формуляров. Более того, необходимо также вместить образцы соглашений по трудоустройству работников, образцы договоров, обязывающих работников к сохранению конфиденциальности информации.

Список работников франчайзера

Имена и контактные данные работников франчайзера, к которым должен обращаться франчайзи по возникающим вопросам.

Телефонная книга

Записи адресов и телефонных номеров, которые могут понадобиться франчайзи в его деятельности.

Каждый франчайзер должен понимать, что операционный учебник можно корректировать в соответствии с рыночной ситуацией.


Услуги для франчайзи, предоставляемые франчайзером

Одним из главных отличий между традиционной дистрибуционной сетью и развитой франчайзинговой сетью является поддержка, оказываемая франчайзером для франчайзи в виде вступительных и постоянных услуг.

Франчайзер обычно берет на себя ответственность за формирование ассортимента товаров и услуг, рекламную поддержку и деятельности PR для целой системы, налаживание связей с поставщиками и наконец за дисциплину в рамках франчайзинговой системы.

Объем услуг предлагаемых франчайзерами, отличается в зависимости от вида деятельности и метода организации системы. Франчайзинговая система, в которой требуется непосредственное участие франчайзи (например предоставляемые лично), будет предлагать своим франчайзи поддержку в виде широкого спектра услуг административных и бухгалтерских. Или например франчайзинговая система, где франчайзи является руководителем пункта, но также нанимает работников (рестораны быстрого обслуживания), будет обеспечивать интенсивное обучение персонала, а также франчайзи например на тему управления персоналом.

С точки зрения франчайзера важно, чтобы система была организована таким образом, чтобы его франчайзи чувствовали потребность текущей поддержки со стороны франчайзера, следствием чего является то, что франчайзи будут регулярно платить роялти. Пользование франчайзи услугами также дает франчайзеру уверенность в том, что все точки функционируют согласно одному стандарту и благодаря этому достигают большего объема продаж, что полезно франчайзи и франчайзеру, для которого имеют значение периодические поступления от франчайзи.

Франчайзинг отличается от дистрибуционной сети также постоянной поддержкой, франчайзор своему партнеру

Вступительные услуги (перед запуском франчайзи его точки)

  1. Интенсивная учебная программа по таким вопросам как:
    • продукты и услуги, которые реализуются через франчайзинговую сеть;
    • информация на тему конкуренции;
    • маркетинговые технологии;
    • методы подбора и обучения персонала;
    • отчетность
    • управление запасами;
    • программное обеспечение и компьютерная техника
    • обслуживание специального оборудования
  2. Помощь при выборе помещения.
    Франчайзер обычно лучше ориентируется в том, каким требованиям должна отвечать помещение для данного вида деятельности.
  3. Помощь при строительстве/ремонте помещения.
    Однотипного оформления точек франчайзинговой сети можно достичь, благодаря применению стандартных архитектурных планов франчайзера.
  4. Заказ и установка оборудования
  5. Заказ и первая поставка продукции.
  6. Обеспечение стандартным программным обеспечением
  7. Подбор персонала.
    Часто франчайзи не имеют опыта в проведении собеседований кандидатов в работники.
  8. Помощь в организации промо-кампании в связи с открытием франчайзинговой точки.

Текущие услуги (при работе франчайзинговой точки)

  1. Регулярные визиты и консультации со стороны представителей франчайзера.
  2. Обучение новых работников франчайзи.
  3. Разработка новых продуктов. Проработка новых маркетинговых стратегий. Многие франчайзинговых систем увеличили свою долю рынка и прибыли благодаря внедрению новых идей и продуктов, предлагаемых через франчайзинговую сеть.
  4. Оптовые закупки товара от внешних поставщиков.
  5. Рекламные и PR кампании для всей франчайзинговой системы.
  6. Организация участия в выставках
  7. Внедрение общей методики обслуживания клиентов (customer relationship management).
  8. Обмена опытом через организацию периодических встреч франчайзи с франчайзером, корпоративная газета.
  9. Организации интернет сети (с ее помощью можно также доносить до всех информацию о поправках или дополнениях в операционном учебнике).
  10. Организация и поддержка интернет-страницы франчайзинговой сети.

Франчайзинговые оплаты в пользу франчайзера

Франчайзер должен детально прописать структуру и размеры платежей, которые франчайзи должен будет платить франчайзеру. Франчайзи должен должен полностью осознавать количество необходимых инвестиций со своей стороны, чтобы стать полноправным членом системы. Наконец франчайзер должен описать финансовые результаты, на которые может рассчитывать франчайзи, но основываясь на конкретных пример действующих франчайзинговых точек (финансовая модель).

Общие поступления франчайзера имеют 3 источника:

  • вступительная франчайзинговая оплата (паушальный взнос);
  • периодические платежи (роялти);
  • поступления в маркетинговый фонд (маркетинговые отчисления).

В практике франчайзинга России вступительная франчайзинговая оплата (паушальный взнос) колеблется от 10000 руб. до нескольких сотен тысяч долларов США (при таких концепциях - например как эксклюзивный ресторан, или гостиница). Одновременно роялти составляют чаще всего от 3 до 6% объема продаж, а оплата в общий маркетинговый фонд - около 0,5 до 3% объема продаж. Здесь стоит отметить, что в практике применения франчайзинга порой случается так, что вступительная оплата, роялти и платежи в маркетинговый фонд уже скалькулированы в розничную цену продажи конечному покупателю (часто в случае торгового франчайзинга - например, продажа одежды).

За право пользования брендом и концепцией франчайзера, партнер должен платить франчайзинговые отчисления

Паушальний взнос

Определенная экономическими методами вступительная франчайзинговая оплата большинства систем вероятнее всего будет расходиться с номинальной ценой франшизы. Это случается из-за влияния очень многих факторов, стоимость которых трудно определить точно. На размер вступительной франчайзинговой оплаты влияют следующие факторы:

  • характер и объем поддержки предлагаемой франчайзером для франчайзи в виде вступительных и периодических услуг;
  • финансовые средства франчайзи
  • размер вступительных платежей у конкурентов
  • стоимость товарного знака и ноу-хау франчайзера;
  • привлекательность концепции
  • объем территории, на которой франчайзи будет иметь право исключительности;
  • срок действия договора

Теоретически, вступительная франчайзинговая оплата должна покрывать средства франчайзера, связанные с созданием и продажей франчайзингового пакета (франшизы). Однако на начальном этапе развития франчайзинговой системы вступительная оплата зачастую не покрывает понесенных расходов франчайзера. Так происходит потому, что франчайзеры, на начальном этапе построения системы просят не большие суммы вступительных оплат. Таким образом франчайзер хочет привлечь франчайзи к своей франчайзинговой системы. Как можно догадаться, с развитием франчайзинговой системы франчайзер уже не занижает вступительных оплат для новых лиц, которые хотят к ней присоединиться.

Франчайзеры пытаются привлечь как можно больше франчайзи, стараясь чтобы инвестиция франчайзи в покупку франшизы составляла около 10% всех необходимых инвестиций в франчайзинговую точку. Этот показатель может опускаться даже ниже отметки 10-ти% для систем, которые требуют достаточно высоких объемов инвестиций со стороны франчайзи. Хотя в большинстве случаев доля вступительных взносов в общих объемах инвестиций составляет более 10%, обычно это системы, которые не требуют очень больших инвестиций.

Поточная франчайзинговая оплата (роялти)

Франчайзер получает с франчайзи текущую франчайзинговую плату (роялти) за пользование ими товарным знаком, ноу-хау а также поддержкой в ​​виде текущих услуг согласно франчайзинговым договором. Такая оплата рассчитывается как определенный процент от общего объема продаж франчайзи, или является постоянной. Поскольку в большинстве случаев текущая франчайзинговая оплата является главным источником доходов франчайзера, она должна быть такого размера, чтобы франчайзер мог в дальнейшем развивать систему, конкурировать с другими предприятиями постоянно совершенствуясь, и конечно быть для франчайзера источником личных доходов.

Взносы в общий маркетинговый фонд

В связи с тем, что одна из самых больших преимуществ, что получает франчайзи является популярность марки и так называемый гудвилл франчайзера и его системы, часто франчайзор берет от франчайзи дополнительную оплату, назначение которой является исключительно финансирование промо-и рекламных кампаний целой системы. Определяя размеры этой оплаты франчайзер учитывать размер расходов на программы локальные и общенациональные, а также средств приготовления рекламных и информационных материалов. Из этого общего фонда финансируется также деятельность PR франчайзинговой системы.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Франчайзинговый пакет

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 56 тем, 132 комментария, 167 участников

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank