02.04.2013

Понятия субфранчайзинг и мастер-франчайзинг

В этой статье опровергается расхожий стереотип, что субфранчайзинг и мастер-франчайзинг – это одно и то же.

Субфранчайзинг – одна из наиболее распространенных в мире форм франчайзинга, в которой вместо привычного для нас тандема – франчайзер и франчайзи - образуется трио. При такой форме бизнеса, компания-франчайзер передает субфранчайзеру особые права работы на заранее оговоренной территории, позволяющие тому открывать собственные точки либо продавать франшизу бренда третьим лицам, которые в этой цепочке, и называются франчайзи. Можно сказать, что субфранчайзеры становятся заместителями головной фирмы и выполняют соответствующие функции в пределах определенной местности. Таким образом, к ним переходит большая часть обязанностей и прав франчайзера, касающихся консультирования предпринимателей, обслуживания и развития торговой марки.

Мастерфраншиза и субфраншиза Фото DepilConcept, Португалия, мастер-франшиза на Россию

Мастер-франчайзи должен иметь коммерческий опыт, обширные знания в бизнесе, высокий уровень социальной компетентности, чтобы адаптировать концепцию к условиям локального рынка; создать головной офис и сеть системы; найти, подготовить и поддерживать франчайзи. Для сотрудничества с иностранным франчайзором необходимо владение языком.

Денежные поступления от оплаты франшиз и роялти распределяются между головной компанией и субфранчайзером пропорционально тому вкладу, который каждый внес в развитие региональной сети. Многие ошибочно полагают, что мастер-франчайзинг и субфранчайзинг – разные названия одного направления. На самом деле эти два тесно связанных друг с другом понятия, все же имеют небольшое различие. Может не совсем уместная, но подходящая здесь аналогия: они как два близнеца. Похожи внутри и снаружи, от одних родителей, но не целиком идентичны.

Мастер-франчайзинг также и основан на трехстороннем взаимодействии сторон, и разрешает самостоятельно открывать торговые точки, либо передавать права другим франчайзи, и распространяется лишь на оговоренную заранее местность. Но - внимание! - он предусматривает большую степень полномочий для мастер-франчайзи – полную и эксклюзивную. В предыдущей форме, как помним, среднему звену делегировалась лишь часть прав и обязанностей компании. Так, при субфранчайзинге - головная компания несет ответственность по договорам, которые заключил субфранчайзер, а при мастер-франчайзинге - первое звено может переложить всю ответственность на плечи мастера-франчайзи.

Мастер-франчайзинг чаще всего используют международные корпорации для покорения новых рынков. А в качестве оговоренной территории обычно выступает целая страна.

Несмотря на разницу между мастер- и суб-франчайзингом - преимущества и риски у них сходны. Получая уникальную возможность минимизировать инвестиционные расходы, сэкономить собственные ресурсы и достигнуть значительных финансовых результатов, головная компания, в тоже время, должна очень внимательно и ответственно подойти к вопросу выбора «заместителя». Особенно тщательной должна быть проверка "управленца" при форме мастер-франчайзинга. Франчайзи, в свою очередь, также не должны забывать, что от знаний, умений и маркетинговых способностей субфранчайзера во многом зависит их прибыль.

Множество удачных для всех трех сторон примеров субфранчайзинга в мире наглядно демонстрируют перспективность таких взаимоотношений. Поэтому в конце статьи хотелось бы привести цитату современной российской писательницы Арины Лариной: «Кто не рискует, тот пьет чай и всю жизнь грызет сушки».

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Понятия субфранчайзинг и мастер-франчайзинг

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 56 тем, 131 комментариев, 166 участников

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank