17.06.2013

Составляем бизнес-план

Попробуем разработать бизнес-план для торговой деятельности на примере косметического салона. Особенно важно его составление в случае, когда необходимо будет дофинансирование или получение кредита.

Бизнес-план — краткий прогноз предполагаемого бизнеса, который позволяет выбрать желаемый результат и средства для его достижения. Бизнес-план - элемент стратегического планирования, руководство для исполнения и контроля.

Составляем бизнес план Фото Работа над бизнес-планом

Бизнес-план — программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

С помощью плана мы получим ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект. Бизнес-план поможет предпринимателю: определить направления деятельности, целевые рынки, место фирмы на этих рынках, сформулировать цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить перечень персонала, выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки, определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по рекламе, изучению рынка, стимулированию продаж, продумать ценообразование, каналы сбыта, предусмотреть «подводные камни».

Знать всё это прежде всего нужно самому предпринимателю-инициатору - преподнесение и анализ идеи на бумаге позволяет лучше представить будущую деятельность. Финансовый фактор является важным, но не единственным фактором, который влияет на выбор хозяйственной деятельности.

Подсчет средств

Сначала подсчитываем все необходимые инвестиции. Допустим, что мы уже нашли свободное помещение недалеко от центра рядом с продовольственным магазином. Нужно будет его снаружи покрасить, сделать подвесной потолок, стенам добавить декора и приготовить офисный уголок. Чтобы подсчитать стоимость оформления, просим оценить ремонт три разные рабочие бригады. Скорее всего, мы поручим задание бригаде, работа которой обойдется нам дешевле всего, но, как известно, исполнитель мог подать заниженную стоимость, не учитывая последующие дополнительные расходы. Для этого подсчитываем инвестиции из суммы, полученной в следующем соотношении: 20 % от самого дешевого и самого дорогого предложений и 60% от среднего. В нашем случае вышли такие суммы: 120 тыс. руб, 128 тыс. руб, и 160 тыс. руб, то есть в бизнес-план записываем сумму 132,8 тыс.руб.

Также подсчитываем средства внутреннего оформления помещения. Помним, что наш магазин-салон должен выглядеть соответственно, но будем стараться расходовать на это минимум средств. Кассовый аппарат, солярий и рабочее место для маникюра мы должны купить сами и часть торговых полок и элементов, предназначенных для рекламы, получим от поставщиков (нужно определить, кто может быть нашими поставщиками и приготовить для них предложение). Не экономим на покупке жидкокристаллического монитора, ведь это позволит нам занять меньше места на кассу. Так же вписываем стоимость в 3 колонки – вариант самого дешевого, среднего и самого дорогого. В итоге получаем, что оформление будет нам стоить как минимум 328 тыс. руб., 384 тыс. руб. – в среднем или 496 тыс. руб. максимально. В бизнес-план вписываем сумму равную 395,2 тыс. руб. (принцип расчёта тот же, что и выше)

пример бизнес-плана косметического салона
первых 3 месяца следующих 3 месяца в дальнейшем
доход с продажи товаров нетто 405.000 506.250 581.900
себестоимость товаров 210.000 262.500 301.300
доход с продажи косметических услуг 55.600 65.800 70.000
себестоимость предоставления услуг 24.000 26.000 27.800
доход от продажи 226.600 283.550 322.800
аренда 65.000 65.000 65.000
стоимость энергии и отопления 2.800 2.800 2.800
страхование 400 400 400
телекоммуникационные оплаты 1.000 1.000 1.000
ремонт 1.800 1.800 1.800
вода, вывоз мусора 480 480 480
бухгалтерские услуги 5.000 5.000 5.000
Зарплата 75.000 75.000 75.000
отчисление ФОT 22.650 22.650 22.650
рекламные материалы 9.800 5.400 5.400
всего расходов 183.930 179.530 179.530
прибыль к налогообложению 42.670 104.020 143.270

Подсчет прибылей

Обычно в каждом бизнес-плане еще не существующей фирмы допускается ошибка при подсчете ожидаемых доходов - завышение прогнозируемых объемов продаж, если необходимо заинтересовать потенциального инвестора или кредитное учреждение. В случае, когда мы не имеем возможности ознакомиться с распечатками из фискальной кассы знакомых предпринимателей, которые ведут подобную деятельность, должны делать такие расчеты самостоятельно. Не обойтись без визитов в подобные косметические салоны. Без привлечения к себе внимания можно понаблюдать за тем, сколько денег клиенты оставляют в заведении. Обязательно нужно посетить похожие заведения в разное время дня и несколько дней в неделю. На основании наблюдений получим ориентир возможного объема продаж в нашем салоне. Полученное число корректируем на показатель локализации (множим количество потенциальных клиентов в нашей локализации и делим на количество потенциальных клиентов пункта, который мы исследовали). После подсчетов получаем прогноз продажи товаров на уровне 581,9 тыс. руб. и предоставление услуг на уровне 70 тыс. руб.

Без сомнения, наш пункт не будет иметь такого уровня продажи в начале деятельности. Руководствуясь интуицией, а также понимая, что в начале мы планируем организовать небольшую промо кампанию (раздача флаеров). Таким образом, допускаем, что объем продаж товаров первых трех месяцев работы будет составлять около 70% от продаж в пункте, который мы исследовали, а объём предоставления услуг 79% (дольше длится поиск верной группы клиентов). Примем, что в следующие за этим три месяца продажа товаров будет на уровне уже 80%, а по предоставлению услуг – 85%.

Определение стоимости товаров и услуг

Проще всего об уровне цен узнать у поставщиков и определить, сколько должна составлять наша наценка (в предыдущем этапе должны исследовать не только целостную продажу, но и продажу в соответствии с ассортиментом). В нашем примере стоимость закупки товара составляет около 55% цены товаров и 45% цены предоставления услуг. Общая наценка составляет около 100%. Эти данные берём за основу, т.к. даже в период распродаж, наценка в рознице редко опускается ниже этого уровня. Поскольку стоимость будет зависить от величины продаж, она является переменной.

Определение постоянных средств

Достаточно точно можно определить и предстоящие расходы нашей деятельности. Это ежемесячные расходы, такие как: аренда помещения (около 65000 руб), стоимость энергии и отопления (2800 руб.), воды, канализации и вывоза мусора (480 руб.), оплата бухгалтерского бюро (5000 руб.), страхование (400 руб.), телекоммуникационные платежи (1000 руб.), замена лампочек, использованных материалов (бумага для печати, ремонт – допустимо в среднем 1800 руб.). Каждый предприниматель ежемесячно также должен платить налог за осуществление операционной деятельности. Ставка налога может быть 6% с оборота или же 15% с разницы - доход минус расходы. В данном случае выбор остается за вами. Налогами ФСС, ФОМС и в Пенсионный фонд облагаются зарплаты наемных работников. В настоящий момент ставка для неопасного бизнеса, к которому относится сфера торговли и услуг составляет 30,2%. Для уменьшения расходов можно работать в магазине самостоятельно, нанять лишь одного продавца и одного квалифицированного косметолога. Допустим, средние зарплаты работников составляют 25000 руб. На некоторых интернет сайтах доступны калькуляторы, которые позволяют определить расходы на наем того или иного работника. В небольшой типографии печать 10 тысячи флаеров по 1 руб. за штуку, студенты берут за раздачу флаеров 400 руб. в день. Запланируем, что в первое время будем раздавать больше флаеров, и стоимость такой рекламы будет составлять 9800 руб. ежемесячно, позже будем тратить на это меньше денег – около 5400 руб. ежемесячно.

Когда нам это вернется?

Теперь, когда знаем все расходы, можем подсчитать нашу прибыль брутто. В нашем примере уже в первый отчётный период мы достигаем порога рентабельности, а позже получаем хорошие прибыли. Возвращаясь к подсчитанным в начале необходимым инвестициям, получаем период их возврата (не забываем о налоговых правилах, которые позволяют учитывать средства инвестиций в статью амортизации), который в нашем случае составляет 7 месяцев, при средних расходах начальных инвестиций.

инвестиционные расходы и период их возвращения
оформление помещения 132.800 руб.
закупка оборудования 395.000 руб.
общие инвестиционные расходы 527.800 руб.
период возвращения инвестиций 7 месяцев

Подготовленный нами бизнес-план имеет один большой недостаток - является вымышленным. При анализе мы не учитывали такие важные факторы как уровень инфляции, размер банковских процентных ставок или уровень реинвестирования наших доходов. Перед тем как принять решение инвестировать, стоит посвятить немного времени тому, чтобы проверить достоверность нашего бизнес-плана, что позволит ещё ближе узнать избранный вид бизнеса.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Составляем бизнес-план

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 53 тем, 117 комментариев, 158 участников

хотите больше?

нюслеттер FranchisingINFO.ru

If you see this, leave this form field blank