В небезызвестном произведении Ильфа и Петрова контора Рога и Копыта, символизирует теперешние фирмы-однодневки...
Четверг
02.01.2014
Их называют по-разному: «дутые» франшизы, псевдофраншизы, ложные франшизы и даже франшизоиды.
 

Но суть одна – это проданная предпринимателю модель бизнеса, которая не работает. И опасность их в том, что они дискредитируют франчайзинг, потому что могут оттолкнуть тех, кто хотел бы создать собственное дело по франчайзинговой схеме.

В 70-е годы в США также был всплеск ложных франшиз, в результате, в Калифорнии в 1971 году впервые был принят закон о франшизах, который регулировал все хозяйственные споры в судах. На тот момент от общего количества в судах Калифорнии исков о ложных франшизах было свыше 70%. Американское законодательство запрещает обещать потенциальным франчайзи «золотые реки».

В России все обстоит иначе. С развитием франчайзинга и появлением все большего количества разнообразных франшиз, на рынке появляется и все больше франчайзинговых «мыльных пузырей». Согласно собранной нами статистике, каждая четвёртая франшиза, из тех, что продаются в Интернете - «дутая».

Эксперты делят такие псевдо-франшизы на две основные группы:

1. Франшизы – полуфабрикаты. Это непреднамеренно «дутые» франшизы, они создаются неопытными, только начинающими франчайзерами. Создав свое дело, которое только-только начало приносить прибыль, они сразу начинают продавать франшизу, полагая, что таким образом быстро создадут сеть и будут получать дивиденды. Зачастую, у них плохо проработана концепция, слабая программа франчайзинга, мало опыта, но много амбиций. Через год, максимум два, начинают банкротиться их франчайзи, а затем и сам франчайзер.

К таким франшизам-полуфабрикатам относятся и те компании, которые пытаются спасти «тонущий» бизнес и начинают срочно продавать франшизу, но далеко не всегда это бывает успешно.

2. Франшизы – однодневки. Это специально созданные под франшизу компании, которые создают спекулятивную сеть, привлекают в нее как можно больше клиентов, а затем, заработав на этом, исчезают. По нашим оценкам, подобных франшиз от всех «ложных» франшиз до 30%. Яркий пример – марка ZaraZara, она не была зарегистрирована в Роспатенте, но количество магазинов, работающих по франшизе, было больше, чем у известного мирового бренда Zara.

Любая «дутая» франшиза опасна тем, что дискредитирует саму идею франчайзинга, как продажу успешной модели бизнеса. Натолкнувшись на спекуляцию и мошенничество под маркой франшизы, предприниматель разочаровывается в самой идее франчайзинга.

Как определить "дутую" франшизу? Во-первых, у них нет чёткой франчайзинговой программы – нет серьезной системы подготовки и обучения персонала, маркетинговой и рекламной стратегии продвижения на рынке, поддержки франчайзи по интересующим вопросам. В планы «дутиков» входит лишь собрать первоначальный взнос, порой весьма внушительный, и скрыться.

Во-вторых, они не предоставляют тщательное коммерческое обоснование проекта, экономисты компании не помогают начинающему франчайзи просчитать все затраты и риски, исходя из конкретного расположения, размера, специфики объекта.

В-третьих, стоит обратить внимание на то, сколько точек франчайзером уже открыто (своих и по франшизе), посетить их, поговорить с владельцами и сотрудниками. Если таких точек всего одна-две, то с подобной франшизой стоит быть осторожным. Как правило, серьезные франчайзеры охотно дают информацию – сколько точек и где открыто по их франшизе, дают их контакты. Когда такую информацию скрывают, это повод задуматься.

В общем, необходимо собрать всю возможную информацию о франшизе: когда компания создана, кем, когда начали работать по франчайзинговой модели, сколько точек открыто на сегодняшний день, какой ассортимент товара или какие услуги оказывают, есть ли сайт, есть ли центральный склад, сроки поставок, сроки заказов, объёмы инвестиций и т.п. Обязательно проверить, чтобы конкретная торговая марка была зарегистрирована официально, попросить копию свидетельства о регистрации торгового знака, проверить номер свидетельства через сайт Роспатента. Обязательно лично пообщаться с представителями, а лучше владельцем, компании, даже иностранной. Или поручить подготовительный этап профессиональному консалтинговому агенству.

                                                                                                                                           Санта Малиновская