Такая монополия подавляет производителей и переработчиков. Но на фоне сложностей при работе с сетями есть и положительные моменты для производителя
Среда
16.10.2013
Захват территорий сетями сопровождается и захватом рынка переработки продуктов
 

Последние три года ознаменованы бурным ростом продуктового сегмента магазин «у дома». Интересно посмотреть на статистику такого роста в сравнении. В тройке лидеров по количеству открывающихся новых магазинов такие сети как: "Магнит", Х5 RETAIL GROUP и Группа Компаний "ДИКСИ".

Немного истории… В начале 90–х годов прошлого века появились стихийные рынки у метро и в местах наибольшей проходимости людей. На них продавалось почти всё от продуктов до одежды и стройматериалов. Время шло, менялась экономическая ситуация в стране, и наравне с рынками, продолжающими существовать, а подчас и рядом с ними, в конце 90-х начали открываться супермаркеты и торговые центры. Теперь же, когда рынки ушли в прошлое, а из-за пробок на дорогах и отсутствия лишнего свободного времени у большинства из нас нет возможности часто посещать гипермаркеты, стали востребованы так называемые магазины «у дома».

Теперь попробуем разобраться с форматами существующих продуктовых магазинов… Различают три основных: супермаркеты - крупные розничные магазины самообслуживания с качественным уровнем обслуживания, высокой квалификацией персонала, удобной парковкой, хорошим оснащением, доступным уровнем цен и широкой номенклатурой продуктов питания и сопутствующих им товаров (до 16-ти тысяч наименований); дискаунтеры – магазины со сниженными розничными ценами, с минимально необходимым сервисом и ограниченным ассортиментом товаров (до 6-ти тысяч наименований); магазины «у дома» - мини форматы сервисные услуги которых, соответствуют уровню и принципам работы супермаркетов, они имеют ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса (до 4-х тысяч наименований).

Сравним сети по количеству торговых точек… Сеть «Магнит» на 30 июня 2013 года включала 7416 магазинов, из них: 6552 магазина в формате «магазин у дома», 138 гипермаркетов, 26 магазинов «Магнит Семейный» и 700 магазинов «Магнит Косметика».

Сеть Х5 RETAIL GROUP на 30 июня 2013 года включала 4031 магазинов, из них: 3419 магазинов формата «мягкий» дискаунтер «Пятерочка», 378 супермаркетов «Перекресток», 79 гипермаркетов «Карусель» и 155 магазинов «у дома».

Сеть ДИКСИ по состоянию на 31 августа 2013 года включала 1651 магазинов, из них: 1538 магазинов «у дома» «ДИКСИ», 81 магазин «Виктория», 1 магазин Cash и 31 компактных гипермаркетов «Мегамарт» и «Минимарт».

На сегодняшний день бурный рост сетей сдерживается лишь отсутствием удобно расположенных торговых площадей. Магнит, к примеру, опережает всех в том числе и за счёт более мягких требований к подбору помещений для новых магазинов… Особо удачным местом для открытия торговой точки считается помещение бывшего продуктового магазина, расположенного в местах большой проходимости. По этой причине при выборе места для своей торговой точки рекомендуется покупать или брать в аренду помещение, в котором ранее находился аналогичный магазин. Но таких на рынке осталось не много.

К чему ведёт укрупнение… Захват территорий сетями сопровождается и захватом рынка переработки продуктов, когда за счёт больших объёмов закупки сети становятся чуть ли не единственными клиентами и легко договариваются о низких закупочных ценах для себя, нужных характеристиках конечных продуктов и требуют усиленного контроля за качеством. То есть нередко создаются условия, когда поставщикам приходится работать с низкой наценкой, лишь бы загрузить производство (или фасовку).

Такая монополия подавляет производителей и переработчиков. Но на фоне сложностей при работе с сетями есть и положительные моменты для производителя – это и обеспечение объёмов реализации, и широкое распространение продукции в регионе, и в итоге, укрепление позиций товаров на рынке. Нельзя не отметить, что в последние годы заметно сокращаются цепочки посредников между производителем или импортёром и магазином, так как усилилась конкуренция, улучшился сервис, у производителей появилась возможность оказывать дополнительные услуги (например, логистические).

А как живётся независимым продуктовым магазинам?.. В Москве, к примеру, таких около 6 тысяч. В среднем цены на продукты в подобных магазинах завышены на 20-25%, так как расходы, связанные с хранением, транспортировкой, разгрузкой и другими логистическими операциями в таких магазинах выше, чем в сетевых. Закупая товар у различных поставщиков, владельцы таких магазинов «одиночек» вынуждены самостоятельно оплачивать доставку, нести временные издержки из-за дополнительного контроля над поставками, контролировать качество поставляемых продуктов и т.д.

Им однозначно сложнее, особенно в условиях кадрового дефицита последних лет. В то же время сети могут себе позволить самостоятельный ввоз в страну скоропортящихся овощей и фруктов (наценки на которые составляют 200-500%), а на внутреннем рынке закупать остальной ассортиментный товар и, к тому же, в кредит, т.е. не тратя своих денег.

Возможно, вы подумываете над открытием собственного магазина... Есть возможность попробовать свои силы в ритейле и стать владельцем продуктового магазина под известным брендом - супермаркет «Перекресток», дискаунтер «Пятерочка», магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс» или «Копейка», франчайзера X5 Retail Group. Его франчайзинговые проекты, начавшиеся в 2001году, довольно успешны. На 30 июня 2013 г. число франчайзинговых магазинов на территории России составляло уже 439 и продолжает расти.

И в заключении, отмечу, что не у всех сетей получается выйти на российский рынок. К примеру, это не удалось Группе «Carrefour» - самой крупной Европейской продуктовой сети, магазины которой предлагают своим покупателям широкий выбор товаров высокого качества по самым выгодным ценам (за счёт собственных каналов поставки и до 90% продажи продуктов местного производства). Им не удалось купить готовую «чужую» сеть, чтоб сделать её своей и массово зайти на новый рынок. А развиваться в России постепенно по франчайзинговой схеме такой формат не готов.

Аналитики предсказывают, что продолжающийся мировой финансовый кризис оставит значительный отпечаток на развитии рынка продуктового ритейла, - уход мелких игроков, передел и замедление темпов роста рынка.


читать статьи

"Индекс бигмака", как оценка рубля /11.01.2016

«Индекс бигмака» показал недооценку рубля на 70%. В США в настоящее время за $5 можно купить один бигмак, а в России — три.

Открытия дискаунтеров Plus "заморожены" /16.12.2015

Немецкая компания Tengelmann Group свернула проект продовольственных дискаунтеров «Плюс» в России.

Открыт 7000-й магазин X5 Retail Group /17.12.2015

17 декабря X5 Retail Group открыла 7000-й магазин, отметив 1,5-кратное ускорение темпа роста сети

Новые изменения к законопроекту "О торговле" /29.06.2015

Ко второму чтению поправок в закон "О торговле", одобренные Госдумой в первом чтении в мае 2015 г., авторы законопроекта предложили новые изменения.

X5 Retail Group в Воронежской области /26.06.2015

X5 Retail Group открывает в Воронежской области два распределительных центра — "Рамонь" и "Черноземье", говорится в сообщении компании.

ТОП читаемости

INORI ищет франчайзи в Москве /28.05.2014

Компания АРТ-МОДЕРН ГРУПП, развивающая сеть магазинов элитной бижутерии японского бренда INORI, сообщает о поиске франчайзи в Москве.

Люди в FiNN FLARE /03.09.2013

"На тот момент я понимал, что моим родителям уже тяжеловато вести бизнес. Времена изменились, началась сложная финансовая отчётность" - рассказывает Александр Стрельцов, партнер - франчайзи FiNN FLARE.

Перемены на латвийском продуктовом рынке /16.01.2014

Начало 2014 года ознаменовалось в Латвии большими переменами на продовольственном рынке.

Как стать франчайзером, 5 шагов /05.04.2013

Все больше предприятий начинает развивать свою сеть, используя франчайзинговые условия сотрудничества с партнерами. Проверьте, не пришло ли время для "франшизирования" вашего бизнеса.

Выбор специального оборудования /19.05.2013

Открываете вы закусочную у метро или сеть ресторанов – не имеет значения. Важно, что расходов на холодильное оборудование не избежать.

на форуме

плюсы и минусы франшизы Pomodoro

Моя пиццерия большая. На вынос мне кажется самый распространенный вариант, но я решил что уж...

6 комментарии
последняя 04.07.2019
плюсы и минусы франшизы Pomodoro

Помещение я нашел сам, но удачное. В торговом центре как раз освободилось 10 квадратных метров,...

6 комментарии
последняя 03.07.2019
плюсы и минусы франшизы Pomodoro

Муж мне подарил франшизу. Была приятно удивлена, но что делать не знала. Консультант отлично...

6 комментарии
последняя 03.07.2019
плюсы и минусы франшизы Pomodoro

я франшизой доволен. выручка с моей точки хорошая. сотрудники работают адекватные, не...

6 комментарии
последняя 02.07.2019
плюсы и минусы франшизы Pomodoro

От помещения реально много зависит. Конечно, у Помодоро еще и реклама хорошая, раскрутка идет в...

6 комментарии
последняя 02.07.2019
плюсы и минусы франшизы Pomodoro

Открылся 4 месяца назад, работаем по-тихоньку. Расскажите свои впечатления. Меня во франшизе все...

6 комментарии
последняя 01.07.2019
Франшиза магазина Фасоль от Metro Cash&Carry

Пару слов о данной франшизе. Присоединился к ней недавно, владею магазином в Краснодаре....

1 комментарии
последняя 24.01.2018
MEDTECHNIC начинает продажу франшизы

Добрый день! Предлагаем Вашему вниманию новую услугу для тех, кто продает франшизу: "Аудит и...

4 комментарии
последняя 25.10.2016