По данным на 2009 год в республике проживало 9,5 млн. человек. Ежегодно для сравнения стран по уровню жизни, долголетия, грамотности и образования в ООН высчитывается индекс развития человеческого потенциала. Согласно этому показателю, Белоруссия занимает 61 место (Россия 65 место).
Эффективное управление бизнесом в стране затруднено структурой экономики. Государственная собственность доминирует практически во всех основополагающих отраслях: производственной, энергетической, добывающей, транспортной, а также в банковской сфере и в сельском хозяйстве. Доля частного сектора здесь незначительна.
На сегодня рынок франшиз в Белорусии нельзя назвать динамично развивающимся. Пока он находится в стадии становления. Объяснить это можно тем, что законы, касающиеся франчайзинга, появились в этом государстве лишь в 2005 году. Пока отрасль успешно развивалась в соседних странах, Беларусь по причине законодательных ограничений не была затронута этим процессом.
Теперь все франчайзинговые договоры в республике должны регистрироваться в Национальном центре интеллектуальной собственности. Согласно данным этой организации, за период 2005-2012 гг. в Белоруссии было заключено 130 договоров франчайзинга. Это очень низкий показатель для современного уровня развития, данного бизнес-формата во всем мире.
Однако даже этот печальный факт имеет свои плюсы. Рынок не насыщен брендами, конкуренция отсутствует. Имеются и другие преимущества, которые в совокупности делают республику привлекательной для иностранных франчайзеров.
При всем этом, франчайзинг не пользуется в Белоруссии популярностью. Многие компании и предприниматели вообще не знают о существовании такого формата сотрудничества. Не удивительно, что для запуска бизнеса здесь редко приобретают франшизы. Однако в прошлом году Ассоциация «Белфранчайзинг» проделала большую работу. В феврале 2013 в Минске прошел Форум, посвященный франчайзингу. Популярность нового для страны формата растет.
В целом условия благоприятствуют развитию рынка франшиз. Правительство содействует развитию малого и среднего бизнеса. Ассоциация входит в государственную программу на 2013/15 гг. по развитию предпринимательства. Сейчас в стране стоят задачи: увеличивать экспорт, привлекать инвесторов, запускать бизнес в регионах. Франчайзинг является универсальным инструментом для решения этих задач. Следовательно, франчайзинг в Белоруcсии будет развиваться гораздо активнее.
В столице Беларусси – Минске проживает около 2 млн. человек. Крупными являются и областные центры. Именно в таких городах имеется высокий спрос на известные международные бренды с нестандартными концепциями. Среди них: производственный франчайзинг, специализированные заведения общепита, услуги для определенной категории потребителей. В небольших городах предприниматели предпочитают покупать недорогие франшизы успешных отечественных компаний.
Традиционно Россия и Белоруcсия схожи своими законодательными актами во многих сферах. Однако вопросы регулирования франчайзинга решаются по-разному. Тем не менее, этот фактор не мешает двум странам сотрудничать в рамках франчайзинга. Иностранцы опасаются зарегулированности бизнеса и высоких налогов. Но оценивая условия ведения бизнеса в Беларуси, можно отметить и преимущества: возможности Таможенного союза, недорогая рабочая сила, высокий уровень образования, низкий уровень коррупции. А к негативным моментам можно отнести скорость принятия решений. В России это происходит гораздо быстрее.
Сегодня в Белорусcии нет банковского продукта, созданного специально для франчайзи. Однако ряд банков предлагают кредиты на запуск бизнеса, которые могут быть использованы и на покупку франшизы в том числе. Сейчас ведутся переговоры с одним из крупнейших банков республики о разработке специального кредита. Возможно, уже в 2013 году белорусские предприниматели смогут им воспользоваться.
За последние годы появилось много инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие бизнеса. Организуются и становятся популярными различные сообщества и движения, цель которых – помочь стартапам. Здесь инвесторы выступают не только финансистами, но еще и экспертами. В стране действует сообщество БАВИН – бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. По сути это – организация профессиональных инвесторов.
Неблагоприятные экономические условия сдерживают развитие франчайзинга в Беларусси, брендов и партнерских сетей не так много. Данный формат впервые был реализован лишь в 2006 году. Тогда продуктовая компания ООО «НТС» первой предложила свою франшизу предпринимателям, желающим работать в розничной торговле. Пионером-франчайзи стал ритейлер «Центр» из города Гомель. Позже НТС выкупила «Центр», а сейчас она принадлежит бизнесмену из Украины Николаю Лагуну. Однако это не мешает компании быть крупнейшим игроком белорусского рынка в сегменте продуктовой розницы.
Также на территории республики работают и другие франшизы:
- Эффективное управление бизнесом по франчайзингу демонстрирует «Электросервис и К». Компания создана в 1993 году, основная деятельность – оптовая и розничная торговля бытовой техникой и электроникой. Сеть магазинов работает в Минске, а также во всех регионах республики.
- Примером развития франчайзинга в сфере белорусского ритейла электроникой является еще и ООО «ТОТЛЕР», которое входит в число крупнейших поставщиков потребительских товаров в Беларуси.
- На рынке одежды выделяется бренд детской одежды «Оранжевый верблюд». Первый магазин был открыт в Минске в 2004 году. В следующем году компания начала оптовые поставки в Москву. К 2010 году появились 8 магазинов коллекционной детской одежды «Оранжевый верблюд» в разных городах Белоруссии. Компания активно привлекает к сотрудничеству дилеров и франчайзи.
- Как наиболее перспективный бизнес, зарекомендовала себя Милавица. Первую фабрику галантереи открыли в Минске братья Турнье еще в 1908 году. Бренд MILAVITSA был зарегистрирован в 1991 г. Сегодня компания поставляет свою продукцию в 20 стран, основным потребителем является Россия.
Развитие франчайзинга под иностранными брендами
Среди успешных иностранных франчайзеров выделяется российская «1С». Эффективное управление бизнесом в Белоруссии демонстрируют и другие заграничные компании:
- Латвийская SIA KPMG Baltic заключила 4 франчайзинговых договора с местными предпринимателями на предоставление аудиторских услуг.
- По договору международного франчайзинга в Минске работает один ресторан американской сети Friday’s.
- По договору международного франчайзинга в Минске работает один ресторан американской сети Friday’s.
- По договору международного франчайзинга в Минске работает один ресторан американской сети Friday’s.
- Белорусским предпринимателям удалось открыть бизнес по франшизе Opinions (Кипр). Под этим брендом в республике построена целая сеть обувных салонов.
- По франчайзингу запущен гостиничный комплекс Crown Plaza Minsk. Соглашение подписано между АО «ИРАДА» и Six Continents Hotels, Inc (США).
Вот практически и все франчайзинговые предприятия, открытые в Беларуссии под иностранными брендами.
Вообще в республике многие предприниматели готовы открыть бизнес по франшизе из России или стран Европы. Однако белорусский бизнес отличается тем, что франчайзи и франчайзеры, полагаясь на взаимные дружеские отношения, не регистрируют договоры в НЦИС (Национальном Центре Интеллектуальной Собственности). Возможно, поэтому нет достоверной информации о количестве фактически открытых франчайзинговых точек, есть сведения только об официально зарегистрированных. Что касается отраслей, то наиболее перспективный бизнес можно построить в розничной торговле и в системе общепита.
Хотя в Беларуссии не так часто заключаются национальные и международные договоры, развитие франчайзинга с момента его зарождения все же демонстрирует динамику роста. Так, в 2007 году в НЦИС было зарегистрировано всего 4 договора франшизы, а на рассмотрении находились лишь несколько заявок. В 2009 г. среди зарегистрированных числилось уже 49 соглашений. Чаще всего заключаются договоры между местными франчайзерами и франчайзи и, в основном, в сфере розницы.
Белорусский бизнес и законодательство
Франчайзинг был впервые упомянут в законодательных документах Беларуси в 1998 году. В Гражданском кодексе появилась Глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». В ней содержалась единственная статья, регулирующая новые бизнес-отношения:
1.По договору франчайзинга (по комплексной предпринимательской лицензии) правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю комплекс исключительных прав: использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и т.п. 2.Отношения обеих сторон регулируются законодательством. Заключается договор только в тех случаях, которые предусмотрены законом.Однако далее франчайзинговое законодательство не имело логического развития. Не появилось никаких подзаконных актов. В результате эффективное управление бизнесом по франчайзингу, столь популярное в других странах, в Белоруссии оставалось нереализованным еще 6 лет. В 2004 году правительство вновь заинтересовалось данной отраслью бизнеса.
Глава 53 ГК была изменена и дополнена. Возникла правовая основа для развития франчайзинга в республике. Начала формироваться благоприятная атмосфера для построения отношений в новом формате. Появились возможности строить сети в общепите, рознице, сфере услуг, в производстве мебели и т.д. Можно было заключать договоры, регистрировать их в НЦИС и строить франчайзинговый бизнес.
Тем не менее, первое франчайзинговое соглашение было подписано только в 2006 году (между НТС и ООО «Центр»). Сегодня развитие франчайзинга в Беларуси регулируется не только ГК, но и Законами: «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изобретения…». В 2009 году было принято Постановление «О регулировании лицензионных договоров…». Кроме того, существует еще целый ряд нормативных актов, имеющих отношение к франчайзинговой деятельности.
Франчайзерами и франчайзи могут стать исключительно частные предприниматели и коммерческие организации. Договор подлежит обязательной регистрации в НЦИС, незарегистрированные франчайзинговые соглашения считаются не действительными.
В Белоруссии есть все условия для эффективного управления бизнесом
Франчайзинговых объектов в Белоруссии еще слишком мало. Лишь немногие предприниматели понимают принцип франчайзинга и расценивают его, как наиболее перспективный бизнес. В республике нет Ассоциации Франчайзинга, которая бы популяризовала данный формат отношений, помогала в подборе партнеров, решала бы проблемы участников отрасли и т.п. Иностранные инвесторы не стремятся расширять свое присутствие, а местные бизнесмены вообще не рассматривают франчайзинг в качестве эффективного инструмента развития собственного дела.
Тем не менее, на фоне России и Украины белорусский бизнес выглядит более привлекательным. Согласно исследованиям IFC (Международной финансовой корпорации), по условиям ведения бизнеса Беларусь заняла 69 место из 183 возможных. Причем за один год она поднялась на 22 «ступеньки» с 91 строки. Россия в рейтинге оказалась на 120 месте, а Украина – на 152-ом. Но от европейских стран, входящих в состав ЕС, республика по комфортности для бизнеса сильно отстает. Например, Литва стоит на 27 месте, а Латвия – на 21.
Белоруссия оказалась в первой половине списка, благодаря значительному прогрессу, который наметился в условиях построения и развития бизнеса. Это касается трех важных показателей:
- защита интересов;
- уплата налогов;
- регистрация собственности.
Белорусский франчайзинг имеет огромный потенциал, который объясняется:
- большой емкостью внутреннего рынка;
- почти нулевой насыщенностью многих сегментов;
- приверженностью белорусов к отечественным маркам.
Среди главных проблем, мешающих открыть бизнес по франшизе, можно назвать дефицит современных площадей в Минске и высокие арендные ставки. Несмотря на отсутствие Ассоциации франчайзинга, ее функции частично выполняют тренинговые компании. Они периодически проводят семинары и конференции, цель которых – популяризация франчайзинга в Белоруссии.
читать статьи
Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей будут введены налоговые каникулы
Темпы роста китайских компаний снизились, но объём продаж растёт
Всем иностранным компаниям, которые захотят работать в России, придется получать аккредитацию на ведение профессиональной деятельности
Как за два-три месяца открыть сеть мини-офисов МФО, обеспечить стабильно растущий поток клиентов и начать получать прибыль знает Андрей Колыхан, генеральный директор и собственник компании «Телепорт».
Самые важные для малого и среднего бизнеса изменения законодательства, принятые в 2013 году и планируемые на 2014 год
ТОП читаемости
Прежде всего необходимо проанализировать объем рынка и изучить структуру рынка платных услуг населению
Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Представляем наиболее популярную классификацию.
Испания – интересная страна со своим, имеющим национальные особенности, бизнесом.
Любые игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и способствовать его развитию.
Расчет объема необходимых инвестиций, срока окупаемости и рентабельности приводится на примере 1 фирменного магазина детской обуви «Котофей».
на форуме
Помощь опытного адвоката Санкт-петербург
ak-bastion.ru - квалифицированная юридическая помощь, кабинет адвоката в Санкт-Петербурге.
Микрофинансовая франшиза "Финанс Гешэфт" бизнес по выдачи займов
Если уж покупать франшизу "Финанс Гешэфт", то только на основе исключительных прав.
Компания SastGroup
Что такое франшиза по продаже банковских продуктов? Мы представляем одну из самых...
Кредит на открытие бизнеса от Сбербанка
Взял микро займ и пожалел, потому как сумма нужна была небольшая, а выплачивать пришлось в 20...
Кредит на открытие бизнеса от Сбербанка
На счёт кредита не помогу, на себя работать намного сложнее, особенно заниматься бизнесом. Но...
Кредит на открытие бизнеса от Сбербанка
Добрый день. Подскажите, где можно взять кредит под открытие малого бизнеса? Условия?
Микрофинансовая франшиза "Финанс Гешэфт" бизнес по выдачи займов
Хочу начать обсуждение бизнеса микрокредитования. Поделитесть опытом, кто в теме. Стоит ли, на...