Логистическая франшиза Постаматов

Это первая в России компания в этой сфере бизнеса, которая на данный момент включается в себя 705 Постаматов в 130 российских городах, при этом, за 2013 год сеть увеличилась в 2 раза – с 350 до 705 точек. Клиенты доставки PickPoint – 700 крупнейших Интернет-магазинов и каталожных компаний.
Воскресенье
06.04.2014
Постаматы – это альтернатива курьерской доставке и почте.
 

Их преимущество заключается в том, что посылку доставляют в автоматизированные терминалы, откуда заказчик в течение 3-х дней может забрать ее в любое удобное время, безо всяких очередей, и оплатить товар в терминале наличными или банковской картой. В Европе Постаматы распространены уже давно и их устанавливают на улицах, для России – это новый бизнес и Постаматы стараются установить в людных освещенных местах с большой проходимостью – в торговых центрах, супермаркетах. Подобное логистическое решение доставки товаров распространено в 23 странах мира.

PickPoint – логистическая компания по доставке товаров из 650 Интернет-магазинов и каталогов через посылочные терминалы. Организована в 2010 году, в 2012 запустила франчайзинговую программу. Идею основатели компании увидели в Германии, где у Deutshe Post свыше 10 лет существует автоматизированная система выдачи товара, с 2,5 тысячами терминалов, через которые проходит 40% операций по выдаче мелких посылок. Компания PickPoint первоначально вложила $7 миллионов, создав первую в России компанию в этой сфере бизнеса, которая на данный момент включается в себя 705 Постаматов в 130 российских городах, при этом, за 2013 год сеть увеличилась в 2 раза – с 350 до 705 точек. Первый Постамат был установлен в Москве 29 ноября 2010 года, став инновационным прорывом в области доставки в России. Клиенты доставки PickPoint – многие крупнейшие Интернет-магазины, среди которых Lamoda.ru, Heverest.ru, Sotmarket.ru, MyToys.ru, Rendez-vous, Красный Куб, Ecco, международные компании Yves-Rocher, Quelle, Mary Kay, Avon и Oriflame, а также 700 других Интернет-магазинов и каталожных компаний.

Согласно статистике, 26% покупателей делают повторные заказы в течение 3 месяцев с доставкой через постаматы. В последние годы в России много нареканий и к почте, в связи с таможенными проблемами, и к курьерской доставке, в связи с автомобильными пробками и нехваткой курьеров. Компания PickPoint интересна тем, что как раз решает проблему «последней мили» – так называют последний этап доставки товара непосредственно к клиенту. Один курьер привозит в терминал 30-50 отправлений, и экономия для Интернет-магазинов с помощью Постаматов составляет на последнем этапе доставки до 30%, а число возвратов товара снижается с 12% до 3%. Кроме того, в связи с тем, что курьер не имеет дело с наличными деньгами, снижается процент воровства. Средний чек доставки – 2000 руб. Один Постамат выдает покупателям около 800 отправлений в месяц. По данным российской статистики: каждый второй клиент отказывается от покупки в Интернет-магазинах из-за отсутствия вариантов и дороговизны доставки. Постаматы помогают решить эту проблему.

Объем российского рынка доставки товаров на сегодняшний день – порядка 150 миллионов отправлений в год. PickPoint намеревается в течение трех лет забрать на свои постаматы – 15% этого рынка, к 2015 году обеспечить количество постаматов – на уровне доступности в 15 минут для 85% населения. Несмотря на то, что подобная доставка еще в новинку в России, эксперты, учитывая, что рынок Интернет-торговли постоянно растет, считают данный вид бизнеса, а, следовательно, и подобную франшизу, перспективной.

Об этом перспективном секторе бизнеса, о новых тенденциях рассказывает Григорий Френкин, заместитель Генерального директора по коммерческим вопросам PickPoint:

Как вы расцениваете тот сектор бизнеса, в котором работает ваша компания – какой объем рынка, сколько игроков на нем сейчас представлено, какие новые тенденции?

Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2012 год составил 350,6 млрд. рублей, а динамика роста 36%. По данным InSales.ru: успешно работало около 32,5 тысячи розничных интернет-магазинов. Все эти цифры говорят о перспективности Российского рынка e-commerce, поэтому его изучают и на него выходят крупные иностранные игроки – американские, британские, китайские, такие как Ebay, Amazon, Asos, Ali Express и другие, что скажется в будущем на дополнительном увеличении объема рынка.

Каждый заказ должен быть доставлен получателю, поэтому спрос на логистику для e-commerce постоянно растет. Доставку осуществляют 4 канала: почта, курьерские компании, пункты выдачи и Постаматы. Интернет игроки придерживаются мнения, что все 4 канала доставки должны быть представлены на выбор покупателю, тем самым, давая ему вариативность и альтернативу.

Чем Постаматы могут заинтересовать потребителей?

Я назову факторы, по которым покупатели выбирают Постамат:

  • Альтернативный канал доставки, позволяющий распоряжаться своим временем и не подстраиваться под график приезда курьера. Всегда предсказуемый срок поступления товара в Постамат.
  • Удобство и свобода выбора времени получения заказа за счет времени работы супермаркетов и торговых центров, где они расположены.
  • Оплата и получение заказа в одном месте – непосредственно в терминале.
  • Быстро – процесс получения заказа вместе с оплатой займет менее минуты.
  • Совмещение «приятного с полезным» - покупки продуктов, товаров для дома или другие покупки и получения заказов.

Как появилась идея создания вашей компании?

Идея пришла непосредственно из рынка доставки для дистанционной торговли. ТОП-менеджмент PickPoint, начиная с 2001 года, выстроил в компании СПСР-ЭКСПРЕСС (один из лидеров на рынке экспресс-доставки) услугу доставки для интернет-магазинов (впервые в России, ранее у курьерских компаний такой сервис отсутствовал), поэтому опыт работы в данном сегменте у нас большой, что способствовало разработке бизнес-схемы, построению логистической цепочки и выходу на рынок с новым логистическим решением.

Оценив ситуацию на динамично развивающемся рынке, мы выявили, что доставка товаров до покупателей – один из сдерживающих факторов развития, особенно в регионах, когда при доставке почтой – неопределенные сроки, но экономично, а курьерская доставка – в экспресс режиме, но дорого, поэтому не хватало «золотой середины», чтобы доставка была бы скоростной, но при этом дешевле курьерской.

Начав прорабатывать проект, мы обнаружили, что аналоги уже есть на Европейском рынке, но для России мы были первопроходцами. Развитие сети происходило собственными ресурсами на базе собственной сети Постаматов, но за динамикой рынка и спросом PickPoint не успевал, поэтому было принято решение развиваться параллельно по направлению агентской сети, когда наши партнеры смогут принять участие в бизнесе, развить сеть Постаматов у себя в регионе, тем самым, обеспечив расширение географии доставки PickPoint. Поэтому задача компании – не продать оборудование с наценкой и получить прибыль, а развить сети доставки, т.к. PickPoint – это, в первую очередь, логистическая компания. Россия на сегодняшний день входит в ТОП-10 стран, которые начали развивать данное инновационное направление доставки.

Сколько на сегодняшний день у вас своих точек и сколько по франшизе?

Сеть PickPoint составляет ориентировочно 420 Постаматов. Собственные Постаматы установлены только в городах-миллионниках, остальные города – это покрытие агентской сети, ведь рынок e-commerce в регионах в последние годы активнее развивается, чем on-line торговля в мегаполисах, из-за ограниченного наличия товара в offline ритейле. Пока пропорции 60% – собственные, 40% – агентские Постаматы, но они будут перераспределены в сторону агентских.

С января 2012 года стартовала франчайзинговая сеть Постаматов PickPoint в Украине, первые Постаматы были установлены в Киеве. В планах на ближайшую перспективу покрыть Казахстан и Белоруссию, поэтому поиск партнеров мы ведем и по направлению ближайшего зарубежья.

Что нужно франчайзи для открытия бизнеса по вашей франшизе?

Самое важное, это поиск территории для установки Постамата (от 3 кв.м., как правило, в супермаркетах), т.к. от этого будет зависеть оборот терминала, поэтому он должен быть установлен в местах «народных троп», а не в фешенебельных торговых центрах, и подвести интернет и электричество к месту установки Постамата. В процессе работы агенту необходимо контролировать исправность деятельности оборудования. Всю логистическую цепочку полностью осуществляет PickPoint (доставка и загрузка отправлений в Постамат), не обременяя агента, а клиентам (интернет-магазинам и покупателям) предоставляя полный мониторинг доставки на каждом этапе следования отправления. Агенту предоставляется доступ к web рабочему месту, где он может в режиме online отслеживать статистику своего Постамата.

Расскажите подробнее об основной концепции компании на 2014 год – «Постамат – личный почтовый ящик около дома»?

Концепция самой бизнес-модели – это доступность и близость к населению, чтобы покупатель мог забрать заказ в соседнем супермаркете. Если говорить в цифрах, то Постаматы должны быть установлены в 15 минутной шаговой доступности к 85% экономически-активного населения – это цель. Постаматы продвигают сами себя и обеспечивают популяризацию среди населения, тем самым, если больше Постаматов, то и выше их заполняемость.

Как мы уже говорили, нам не нужно продать большое количество Постаматов, наша задача – построить эффективную всероссийскую сеть Постаматов, поэтому PickPoint советует при выборе мест установки, чтобы потоки отправлений не пересекались, а наоборот, Постамат был установлен в максимально востребованном месте. В 2014 году упор будет сделан не на открытие новых городов доставки, а на увеличение концентрации Постаматов в уже запущенных городах. Это позволит пользоваться Постаматами большому количеству людей.

Как вы решаете вопрос доставки посылок из зарубежных интернет-магазинов?

При доставке грузов из-за границы, PickPoint работает с авторизованными компаниями (к примеру, СПСР-ЭКСПРЕСС), поэтому логистика первой мили и таможенные процедуры возлагаются на партнера, а по территории России доставка растаможенного товара осуществляется уже силами PickPoint.