Законопроект о франчайзинге внесен в Госдуму

Предпринимательское сообщество заинтересовано в том, чтобы были законодательно закреплены понятия, регламентирующие "франчайзинг" и требования к участникам рынка.
Понедельник
21.04.2014
Авторы законопроекта говорят, что он позволят определить права и обязанности франшиз и решить проблему "пустышек", сообщает ИТАР-ТАСС
 

В 1990-е годы в России применялись схемы с использованием договоров аренды и включением в договоры передачи прав на использование товарного знака. С 1996 года отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии, который предусмотрен Гражданским кодексом.

"При этом базовый закон о франчайзинге в России отсутствует, а само понятие "франчайзинг" и другие связанные с ним термины законодательно не закреплены", - подчеркнул Крутов. Предпринимательское сообщество, по его словам, сегодня заинтересовано в том, чтобы были законодательно закреплены понятия, регламентирующие данный вид деятельности, и требования к участникам рынка. "В первую очередь это необходимо, чтобы поставить заслон фиктивно действующим на рынке недобропорядочным его участникам. Кроме того, до сих пор существуют проблемы с регистрацией договоров коммерческой концессии", - проинформировал парламентарий.

Законопроект предлагает ввести преддоговорный этап при заключении договора франчайзинга, который предполагает сначала подписание документов о конфиденциальности и намерениях сторон, раскрытии информации о франшизе, то есть того, что конкретно предлагает правообладатель. "В результате у франчайзи появится возможность ознакомиться с деталями бизнеса и его прибыльностью", - сказал Крутов.

Франчайзи разрешается предоставлять другим лицам право на использование предоставленной ему франшизы или ее части на условиях субфранчайзинга, но только на согласованных с франчайзером условиях либо на условиях, определенных в договоре франчайзинга.

Франчайзер будет не вправе запрещать какие-либо изменения в управлении франчайзи без достаточного основания, и не сможет отказать франчайзи в праве продажи своей франшизы. Франчайзи обязан соблюдать установленные франчайзером стандарты ведения бизнеса по определенной бизнес-модели.

"Предлагаемые нами нормы позволят поддержать баланс интересов обеих сторон, определить их права и обязанности, решить проблему франшиз-пустышек, очистить рынок от недобросовестных франчайзеров и франчайзи. Все это положительно скажется на отрасли в целом и послужит импульсом для ее дальнейшего развития", говорит депутат.

"Следует учитывать, что франчайзинг сегодня является одним из инструментов развития потребительского рынка, особенно в регионах. Поэтому он становится все более востребованным малым и средним бизнесом", - считает Крутов.

Мнение франчайзеров

По мнению большинства представителей франчайзеров законопроект «О франчайзинге» подлежит более детальной проработке, так как в нём не конкретизированы основные понятия франчайзинга: франшиза (размыто), брэнд (не описано). Законопроект без конкретики в понятиях может привести к тому, что договоры франчайзинга могут быть оспорены по формальным основаниям.

Обязанность франчайзера предоставлять франчайзи значительный объем информации о компании и финансовом положении создает для правообладателя реальные риски утечки конфиденциальной информации. Для самого франчайзи подобная обязанность отсутствует, что заведомо ставит стороны в неравное положение (ст. 6).

«Франчайзер не имеет права отказать франчайзи в продаже своей франшизы», при этом на франчайзи не возложена обязанность предоставлять полную информацию о себе, в отличие от франчайзера. Т.е. норма п. 4. ст. 8 "принуждает" франчайзера к заключению договора, что недопустимо по нормам гражданского законодательства. К тому же, данная норма может способствовать массовому открытию франчайзинговых заведений, увеличивая количество франчайзи-точек однодневок.

Также "франзайзер обязан предоставлять финансовые отчеты за последние три года по стандартам GAAP", но такое обязательство отсутствует по действующим нормам налогового и гражданского законодательств.