Доля вакантных торговых площадей растёт
За первое полугодие 2014 года ввод новых торговых площадей в московских торговых центрах уже почти достиг объёма всего прошлого года - 0,6 млн. кв. м., их количество выросло на 7,5% до 7,93 млн кв. м. (пресс-релиз компании Knight Frank).
А совокупная арендная площадь за этот же период выросла на 5,7% до 4,16 млн кв. м. И до конца 2014 года в Москве запланировано к сдаче ещё несколько крупных ТЦ. В случае их своевременного ввода совокупная торговая площадь в московских моллах к Новому году вырастет на 16,4% до 9,23 млн кв. м, а арендная - на 14% до 5,76 млн кв. м.
При этом доля вакантных арендных площадей в торговых центрах сейчас составляет 3,5% с тенденцией к увеличению до 7% к концу этого года. Доля вакантных арендных площадей в сегменте стрит-ритейла Москвы также продолжает расти: в июне 2014 года на основных торговых коридорах столицы она достигла 7%.
В свою очередь, растут и сроки экспозиции помещений. Так, многие помещения с наиболее выгодными характеристиками экспонируются уже второй месяц подряд.
Эксперты объясняют такую ситуацию большой конкуренцией со стороны новых торговых центров и спадом потребительской активности. Несмотря на это, арендные ставки пока остаются на прежнем уровне.
Не напоминает ли это массовое строительство моллов в США. Там строительство моллов закрытого типа началось сразу после войны. Страна стала богатеть, у людей появились деньги, а бизнес не упустил возможности дать им их потратить со вкусом. Этот процесс подтолкнули налоговые льготы для ритейла.
Расцвет торговых центров в США дал первые тревожные звонки довольно быстро – уже в середине 70-х в стране появились первые "моллы-призраки". Пустели и закрывались неудачно построенные центры, затерянные в "медвежьих углах", вдали от маршрутов горожан, в "вымирающих" городах.
В те времена американцы массово переезжали из центров в пригороды (процесс субурбанизации), и некоторые комплексы, рассчитанные на огромные потоки в самом сердце городов, оказывались не у дел, хирели, теряли арендаторов и в итоге попадали либо под редевелопмент, либо под снос.
В 1999 году в США насчитывалось не меньше двухсот greyfield malls – торговых центров, находящихся на грани закрытия или уже закрытых. Их совокупный долг превышал $2 млрд, а затраты на реконструкцию оценивались в $11 млрд. В 2001 году из двух тысяч американских региональных ТЦ в категорию greyfield malls попали 20%.
Причины - общий экономический кризис, смена трендов в ритейле (девелоперы начали отказываться от строительства "больших коробок с магазинами" в пользу lifestyle centers – современных торговых центров смешанного типа. Устаревшие комплексы стали терять якорных арендаторов, вслед за которыми уходила львиная доля посетителей, обрекая центр на медленное умирание.
Явление это получило в США название dead malls – торговые центры с внушительной долей вакантных площадей, долгами и без особых перспектив к выздоровлению. На сайте deadmalls.com большой перечень таких "умирающих" или уже умерших торговых центров: в каждом штате их чуть ли не десяток. При высочайшем уровне конкуренции смертным приговором для молла может стать любая мелочь, любая ошибка при проектировании и эксплуатации.
Итог к сегодняшнему дню таков: какие-то моллы закрылись, какие-то обошлись "урезанием" части помещений. Большое количество "опустевших" торговых центров – памятник неуёмному потреблению, которое у нас в стране только разворачивается в полный рост.
читать статьи
Показатель вакантных площадей в столичных торговых центрах достиг максимального значения в 11%.
В 2015 году 40% строящихся торговых центров в стране будет заморожено.
В мировой сети отелей Hilton Worldwide пополнение - в Калуге открылся первый современный 4-х звездочный отель – HILTON GARDEN INN KALUGA
В ходе стратегии развития под брендом Heliopark открылись три новых отеля
Hilton откроется в Нижнем Новгороде к чемпионату мира по футболу.
ТОП читаемости
Прежде всего необходимо проанализировать объем рынка и изучить структуру рынка платных услуг населению
Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Представляем наиболее популярную классификацию.
Испания – интересная страна со своим, имеющим национальные особенности, бизнесом.
Любые игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и способствовать его развитию.
Расчет объема необходимых инвестиций, срока окупаемости и рентабельности приводится на примере 1 фирменного магазина детской обуви «Котофей».
на форуме
Hilton Worldwide осваивает Санкт-Петербург
Имя кредитора: г-н Пол Уильям. Кредитор E-mail: paul_william_loanhouse@hotmail. com Мы предлагаем частные,...
Франшиза для отеля – легко и трудно
Интересует франшиза отеля. Предлагайте.
Бизнес-план гостиницы
Проверенный временем бизнес-план от партнёра всегда лучше и эффективнее.
Бизнес-план гостиницы
Неплохой бизнес-план! Возьму на заметку. Мне бизнес-план предоставил франчайзер при покупке...