Доля вакантных торговых площадей растёт
За первое полугодие 2014 года ввод новых торговых площадей в московских торговых центрах уже почти достиг объёма всего прошлого года - 0,6 млн. кв. м., их количество выросло на 7,5% до 7,93 млн кв. м. (пресс-релиз компании Knight Frank).
А совокупная арендная площадь за этот же период выросла на 5,7% до 4,16 млн кв. м. И до конца 2014 года в Москве запланировано к сдаче ещё несколько крупных ТЦ. В случае их своевременного ввода совокупная торговая площадь в московских моллах к Новому году вырастет на 16,4% до 9,23 млн кв. м, а арендная - на 14% до 5,76 млн кв. м.
При этом доля вакантных арендных площадей в торговых центрах сейчас составляет 3,5% с тенденцией к увеличению до 7% к концу этого года. Доля вакантных арендных площадей в сегменте стрит-ритейла Москвы также продолжает расти: в июне 2014 года на основных торговых коридорах столицы она достигла 7%.
В свою очередь, растут и сроки экспозиции помещений. Так, многие помещения с наиболее выгодными характеристиками экспонируются уже второй месяц подряд.
Эксперты объясняют такую ситуацию большой конкуренцией со стороны новых торговых центров и спадом потребительской активности. Несмотря на это, арендные ставки пока остаются на прежнем уровне.
Не напоминает ли это массовое строительство моллов в США. Там строительство моллов закрытого типа началось сразу после войны. Страна стала богатеть, у людей появились деньги, а бизнес не упустил возможности дать им их потратить со вкусом. Этот процесс подтолкнули налоговые льготы для ритейла.
Расцвет торговых центров в США дал первые тревожные звонки довольно быстро – уже в середине 70-х в стране появились первые "моллы-призраки". Пустели и закрывались неудачно построенные центры, затерянные в "медвежьих углах", вдали от маршрутов горожан, в "вымирающих" городах.
В те времена американцы массово переезжали из центров в пригороды (процесс субурбанизации), и некоторые комплексы, рассчитанные на огромные потоки в самом сердце городов, оказывались не у дел, хирели, теряли арендаторов и в итоге попадали либо под редевелопмент, либо под снос.
В 1999 году в США насчитывалось не меньше двухсот greyfield malls – торговых центров, находящихся на грани закрытия или уже закрытых. Их совокупный долг превышал $2 млрд, а затраты на реконструкцию оценивались в $11 млрд. В 2001 году из двух тысяч американских региональных ТЦ в категорию greyfield malls попали 20%.
Причины - общий экономический кризис, смена трендов в ритейле (девелоперы начали отказываться от строительства "больших коробок с магазинами" в пользу lifestyle centers – современных торговых центров смешанного типа. Устаревшие комплексы стали терять якорных арендаторов, вслед за которыми уходила львиная доля посетителей, обрекая центр на медленное умирание.
Явление это получило в США название dead malls – торговые центры с внушительной долей вакантных площадей, долгами и без особых перспектив к выздоровлению. На сайте deadmalls.com большой перечень таких "умирающих" или уже умерших торговых центров: в каждом штате их чуть ли не десяток. При высочайшем уровне конкуренции смертным приговором для молла может стать любая мелочь, любая ошибка при проектировании и эксплуатации.
Итог к сегодняшнему дню таков: какие-то моллы закрылись, какие-то обошлись "урезанием" части помещений. Большое количество "опустевших" торговых центров – памятник неуёмному потреблению, которое у нас в стране только разворачивается в полный рост.
читать статьи

Показатель вакантных площадей в столичных торговых центрах достиг максимального значения в 11%.
В 2015 году 40% строящихся торговых центров в стране будет заморожено.
В мировой сети отелей Hilton Worldwide пополнение - в Калуге открылся первый современный 4-х звездочный отель – HILTON GARDEN INN KALUGA
В ходе стратегии развития под брендом Heliopark открылись три новых отеля
Hilton откроется в Нижнем Новгороде к чемпионату мира по футболу.
ТОП читаемости

Развитие франчайзинга в Беларусси напрямую зависит от ее экономических особенностей, численности населения и т.п.
Фундаментом франчайзинговой системы является франчайзинговый пакет - набор неоходимых елементов для ведения бизнеса в сети, который предлагается франчайзи
В Ставрополе открылся первый магазин сети одежды SELA.
"Cемья и дети - это вовсе не препятствия для построения карьеры или создания своего дела",– говорит Алсу Хайрутдинова, франчайзи бренда детской одежды «Choupette».
Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Представляем наиболее популярную классификацию.
на форуме
Hilton Worldwide осваивает Санкт-Петербург
Имя кредитора: г-н Пол Уильям. Кредитор E-mail: paul_william_loanhouse@hotmail. com Мы предлагаем частные,...
Франшиза для отеля – легко и трудно
Интересует франшиза отеля. Предлагайте.
Бизнес-план гостиницы
Проверенный временем бизнес-план от партнёра всегда лучше и эффективнее.
Бизнес-план гостиницы
Неплохой бизнес-план! Возьму на заметку. Мне бизнес-план предоставил франчайзер при покупке...