«…стоит задача постоянного совершенствования бизнес-процессов работы магазинов сети. Если закрыться от всего нового, можно очень быстро стать прошлым. Наша цель – быть будущим.»
Воскресенье
08.03.2015
Сегодня беседуем с представителем яркого эмоционального и, в то же время, очень трудолюбивого бренда «Другие подарки».
 

В сезон подарков самое время поговорить о том, как заработать на открытии магазина оригинальных подарков. «Наша цель – открыть магазин «Другие подарки»  в каждом торговом центре!» - так говорит Алина Горник, руководитель департамента франчайзинга бренда.

Кредо  «Подарков» – соблюдение Стандартов. В их магазинах просто нет места равнодушным продавцам без искренней оптимистичной улыбки. О том, как компания идет к своим целям, как формировалась их концепция, как из интернет-магазина они выросли в сеть с 19 франшизными магазинами, и будет наше интервью. Рекомендую обязательно прочитать всем,  кто не боится много работать и при этом хочет открыть бизнес, который будет дарить добро и радостные эмоции людям!  

История, ассортимент

Кому впервые пришла идея создать магазин с такой интересной концепцией?

Свою деятельность мы начинали с запуска интернет магазина vstrg.ru, апробируя на нем различные идеи подарков. Мы стали задаваться вопросом «что такое подарок»? А что такое другой подарок? Может ли простой предмет сделать человека счастливее? Пришли к выводу, что может, если предмет заряжен радостью. Если такой предмет и подарить с радостью, то радость активируется и перейдёт к счастливому получателю подарка. Мы сами любим дарить подарки и поэтому решили стать важным звеном в цепи передачи подарка.  

Кто изначально занимался подбором ассортимента, кто на сегодняшний день? Как товары попадают и выбывают из арсенала «Других подарков»?

Анализом и подбором подарков у нас занимается департамент управления ассортиментом.  В этом департаменте собраны креативные личности, со своим уникальным вкусом и чувством юмора. Вариантов подбора подарков масса.

Например, у нас создан сервис «Есть идея!» для сотрудников нашей компании. Каждый коллега может делиться любыми идеями (в том числе и касающимися ассортимента), среди которых каждый месяц мы отбираем лучшую и награждаем победителя.

На сайте сказано: 30 новых идей для подарка каждую неделю – почему столько? Новая идея каждый день?

Для нашего покупателя каждое посещение «Других Подарков»–это уникальный опыт,  и мы к этому стремимся. С помощью регулярного обновления подарков мы формируем долгосрочную лояльность нашего покупателя. А это крайне важно в подарочной рознице.

Каковы принципы работы отдела по управлению ассортиментом? Ассортимент в разных городах варьируется?

Для своих партнеров мы создали удобную систему заказов через интернет. Мы предоставили им определенную свободу выбора. Наши партнеры заказывают из 2500 позиций ассортиментной матрицы те подарки, которые хотят видеть на полках магазинов их покупатели.

Есть ли в ассортименте российские производители? Поднялись ли цены с санкциями? Какие-то изменения с началом кризиса начали происходить?

У нас представлены подарки различных производителей, в том числе и российских. Конечно, с началом 2015 года цены на некоторые подарки возросли. Ввиду роста цен некоторые подарки исключаются из нашего ассортимента, причем мы предоставляем решение выбора нашим партнерам. Если они понимают, что за новую цену какой-либо подарок становится неинтересен конечному покупателю, то он его попросту не заказывает.

Команда, персонал

Я смотрела ваши ролики. У вас очень позитивные эмоционально заряженные идейные люди в команде. Вы специально подбираете такой персонал?

Кто такой наш человек? Это прежде всего оптимист. Главная ценность в нашей компании – хорошие люди. Мы ценим горящие глаза, желание развиваться и действовать, правильное отношение к работе выше, чем профессиональные навыки. Мы работаем только с теми, кому не всё равно. Мы ищем вдохновение в своих, даже небольших успехах и успехах наших коллег, мы стремимся получать удовольствие от взаимодействия с единомышленниками, людьми, близкими нам по духу. Это часть нашей корпоративной культуры.

У каких отделов в высокий сезон работа становится «круглосуточной»?

Высокий сезон – это еще одно подтверждение нашего профессионализма и испытание на прочность. В период высоких продаж практически весь персонал задействован в магазинах. Вплоть до генерального директора. Мы все понимаем, что единственный путь получать больше – работать лучше, т.е. увеличивать выручку. Поэтому вся команда из офиса временно «переезжает» жить в магазины.

Другие подарки в других городах

Как выбирались первые города, в которых открывались ваши представительства, почему именно там?

В первую очередь, мы выбираем лучших людей. Город для нас не так важен.

Какие планы на будущее в плане географии?

Планы на будущее – открыться в каждом торговом центре страны!

До открытия

Трудно ли подобрать помещение? Насколько известен ваш бренд арендодателю, легко ли в торговых центрах вашим партнерам договариваться об аренде?

Выбор хорошего помещения – ответственная и непростая задача. Мы не перекладываем её на плечи наших франчайзи, а работаем над этим вопросом вместе. Мы стараемся быть интересным партнёром для торговых центров. Количество открытых магазинов и их локация о многом говорят, но, плюс ко всему, мы стремимся быть не только выгодными арендаторами, но также и полезными с точки зрения привлечения дополнительного трафика в праздничные дни, в том числе и через наш интернет-магазин.

Обучение во флагманском магазине. В какой город придется ехать человеку, если в его регионе нет магазина?

Как правило, наши партнеры проходят стажировку во флагманском магазине г. Москвы. Но также мы предоставляем возможность пройти стажировку и в г. Казани. Один наш партнер из Казахстана изъявил желание посетить именно этот город, заинтересовавшись его культурой и историей. И мы пошли ему навстречу, тем более, что г. Казань – историческая родина «Других Подарков».

Открытие магазина

Расскажите про открытие магазина. Что остается за кулисами? У вас всегда открытия проходят с праздником и фуршетом?

Открытие магазина – это большой труд. Работа, требующая выносливости, стрессоустойчивости. Конечно, все это остается за кулисами. Очень часто приходится открываться в кратчайшие сроки. И скорость открытия не должна влиять на качество, существующие стандарты. Безусловно, для нас открытие нового магазина – это праздник. Такой же праздник, как, например, рождение ребенка. Ведь каждый магазин – словно маленький ребенок, требует ежесекундного внимания, высокого уровня ответственности, постоянного вдохновения и участия.

Есть ли какие-то циклы сложности жизни магазина после открытия?

В жизни магазина, как и в жизни человека, постоянно возникают какие-то сложности, различные препятствия. Мы изначально настраиваем наших партнеров на то, что при открытии магазина по нашей франшизе они получают не пассивный доход себе, но покупают работу. К тому же стоит задача постоянного совершенствования бизнес-процессов работы магазинов сети. Если закрыться от всего нового, можно очень быстро стать прошлым. Наша цель – быть будущим. Мы предлагаем свежие решения своим коллегам и партнерам. Для нас поиск новых идей и способов – важная и постоянная часть нашей работы. Мы понимаем, что перестать меняться – это значит остановить свой рост и развитие своей компании. Подобной философии придерживаются и наши партнеры.

В чем самая большая сложность?

Трудиться, не покладая рук, в магазине. Каждый день. С улыбкой.

Франшиза, подход

Вы изначально планировали работать по франчайзингу. Почему?

С самого начала для нас было очевидно, что реализовать наш замысел в масштабах страны можно только с использованием инструмента франчайзинга. Только он даёт возможность объединить возможность использования передовых технологий, доступных только сетевым проектам; предпринимательскую мотивацию в каждом магазине и достаточные инвестиции для быстрого роста сети.

В 2010 году мы составили программу разработки франчайзинговой модели на 3 года вперёд, с тем, чтобы сделать для наших будущих партнёров и клиентов выдающийся продукт в виде бизнес-системы «Другие подарки». Разработка подразумевала под собой создание экспериментальной сети магазинов в Казани разного формата, апробирование уникальной для подарочной розницы системы мультиканальных продаж и на завершающем этапе формализацию накопленного опыта с помощью привлечения лучших экспертов в области франчайзинга. Мы успешно выполнили эту программу. Удалось сформировать каркас будущей сети, а именно корпоративную культуру, стандарты работы, концепцию магазина, сильный бренд и, конечно, уникальную команду, готовую к развитию франчайзингового проекта. Таким образом, мы в чистом виде франчайзинговая компания. Мы используем корпоративные магазины в качестве испытательного полигона и учебного центра.

У вас 3 собственных магазина.  Сколько на сегодняшний день франшизных?

Сеть насчитывает 22 магазина, из них 19 франчайзинговых.

Вы не берёте в партнёры всех, кто проявил интерес и имеет деньги на открытие бизнеса под Вашим брендом, а проводите 8 этапов отбора и у будущего партнёра это должен быть единственный бизнес. Почему?

Если партнёр хочет купить пассивный доход – это не к нам. Лучше обратить взор на покупку недвижимости и т.д. Вариантов масса. Мы заранее знаем (из опыта), что магазин без личного участия партнёра хорошо работать не будет. А плохой магазин нам не интересен ни с финансовой точки зрения, ни с точки зрения радости.

Каких просчетов Вы не терпите со стороны франчайзи? Каким должен быть франчайзи?

Не терпим нарушения Стандартов. У нас всё заранее, так сказать «на берегу», оговорено и поэтому в этом отношении полное взаимопонимание с партнёрами.

Франчайзи должен быть оптимистом, а энтузиазм может свернуть горы.

Почему требуете от партнёра работать продавцом самому?

Руководитель – это не цербер, а тренер и помощник, маяк для всей команды. Темп работы руководителя – это темп работы всей команды. Он не боится “запачкать руки”, собственным примером демонстрируя умение работать, оптимизм и командный дух. У руководителя нет возможности отстраниться на время, он всегда на виду и всегда ориентир. Поэтому одним из требований к потенциальному партнеру является то, что, как минимум, в течение первого года с момента открытия магазина Партнер сам должен работать в магазине не менее 4 дней в неделю (не менее 4 часов в день). Без этого достижение показателей бизнес-плана не представляется возможным. И это подтвердит любой наш работающий партнер.

Какой вариант франшизы чаще выбирают?

У нас определенная территориальная политика в отношении городов с разной численностью населения. Также мы ориентируемся на инициативу партнера в конкретном городе или регионе. Творческий подход не исключен, но, как правило, формат макси (от 60 кв.м.) востребован в крупных городах, таких как Москва, Казань. Но, как показал наш опыт, размер магазина – не единственное условие высоких показателей продаж. Гораздо важнее талант управления магазином.

Бывает ли, что франчайзи начинают «импровизировать»?

Для чего создаются стандарты? Стандарты нужны, чтобы облегчить ежедневную работу, они регламентируют ключевые бизнес-процессы. Возьмем, например, планирование запуска нового магазина, который отражается в графике открытия. По нашему опыту мы знаем, что отклонение от графика по любому процессу приводит к дополнительным расходам. И этими знаниями делимся с нашими партнерами.

Также уровень сервиса зависит от стандартов работы. Нашим именем “Другие подарки” мы даём обещание нашему покупателю – «быть стабильными в уровне обслуживания». В любом магазине “Другие подарки”. В любом городе.

Задача Франчайзера – исключить наличие недобросовестных партнеров, поэтому мы не делаем исключений ни для кого. Системное нарушение стандартов вредит, прежде всего, добросовестным партнерам, подрывая их деловую репутацию. Поэтому импровизации в отношении стандартов не допускаются. За этим строго следит внутренняя служба контроля. Другое дело, наличие свежих идей, альтернативных мнений для обсуждения. Мы всегда открыты к диалогу с нашими партнерами.

Сейчас кризис, люди сомневаются, выжидают, не знают, стоит ли открываться в такое нестабильное время. Что вы им могли бы посоветовать в целом и относительно вашей франшизы в частности?

Именно в кризисные периоды происходят смены одних компаний другими, освобождаются торговые площади, снижается стоимость арендных площадей; выживают те, кто делает правильный выбор. Одни форматы закрываются, другие наоборот – увеличивают прибыль. Важно уметь подстроиться под текущую рыночную ситуацию, использовать нужную стратегию.

Многие вещи и события от нас не зависят, но мы делаем всё возможное, чтобы как можно больше людей ощутили удовольствие дарить даже в кризисные времена.

                                                                                                                 Ольга Салихова