Обзор франшиз кофеен
Несмотря на то, что в России чай считался национальным горячим напитком, за прошедшие десять лет специалисты отметили бурный рост кофеен на рынке России. Кофейни – это важный сегмент развития современной городской культуры, потому что в кофейнях люди не только пьют кофе или чай, завтракают или обедают, но и общаются, работают на планшетниках или ноутбуках.
С экономической точки зрения, франшиза кофейни – выгодная, с высокой маржинальностью и дает простор для креативности. Для начала взглянем на мировую и российскую статистику продаж кофе. По данным РБК daily: цены на кофе на мировых товарных биржах начали расти – стоимость фьючерса на кофе популярного сорта арабика, с поставкой в марте 2014 года, на нью-йоркской бирже ICE Futures в феврале 2014 г. достигла отметки 1,77 долларов за фунт — рост с ноября 2013 года составляет более чем в 1,6 раза. На фьючерсы с более поздним сроком поставки цена прошла порог в 1,8 долларов. Согласно данным Европейской Ассоциации профессионалов кофе (Speciality Coffee Association of Europe), в сезон 2014/2015 производителям будут доступны только от 46,53 млн. до 50,15 млн. мешков кофе. Кофе стандартно поставляется мешками по 60 кг (чуть больше 132 фунтов).
Для сравнения: в 2013—2014 годах было реализовано 57,2 млн. мешков. На рынке зеленого кофе также прогнозируется рост цен из-за низкого урожая кофе в Латинской Америке. Российская Ассоциация «Росчайкофе» оценила объем потребления российского рынка зернового и молотого кофе – в 41,5 тыс. тонн. В течение 2-3 последних лет сегмент зернового и молотого кофе в России увеличивается на 5—7% в год.
Из основных проблем развития кофеен на рынке России, специалисты называют острую нехватку помещений, которые были бы пригодны именно для формата кофеен. Отмечается и высокая арендная плата за такие помещения. Кроме того, эксперты прогнозируют, что в связи с ростом цен на кофе на мировом кофейном рынке, могут возрасти и цены в кофейнях.
Из представленных на рынке франшиз кофеен (которых более 15), можно назвать следующих основных игроков: Starbucks, Кофеин, КофеТун, Шоколадница, Coffee and the City, Coffee Been, CoffeeShop Company, Travelers Coffee, Гурме, Бодрый день – кофе с собой. Здесь мы называем только кофейни (стационарные или передвижные), которые специализируются на продажах кофе, напитков на основе кофе, чая, выпечки, десертов и других блюд именно к кофе.
Потому что на рынке представлены и заведения, которые, например, продают пончики, кондитерские изделия и т.п., где также упор делается на кофе и выпечку.
Сравним некоторые экономические параметры названных франшиз. Например, роялти: Coffee and the City, Coffee Been, CoffeeShop Company – 6% ежемесячно от оборота, у Шоколадницы – 7 % от оборота, у Гурме – 3% ежемесячно от выручки, у Кофеин – 5% от оборота, у КофеТун – 5% от суммы выручки. У остальных предлагаемых к продаже франшиз кофеен – роялти отсутствует.
Паушальный взнос есть у всех кафе: у Гурме – 300 000 руб., Coffee Been – 1 500 000 руб., Шоколадницы – 2 000 000 руб., CoffeeShop Company – 28 500 Евро, Кофеин (в зависимости от города) в Москве и МО – 50 000 Евро, в регионах и др. странах – 22 000 Евро (при условии открытия 1 кофейни) и 55 000 Евро (неограниченное количество кофеен). У Кофе Тун – $30 000 (а в Москве и области $20 000).
Срок окупаемости у всех кофеен одинаковый – в среднем, 2 года. Если кофе на вынос или кофе с колес, то быстрее – 1 год.
Какие инвестиции потребуются франчайзи для открытия кофейни? Здесь суммы зависят от формата, стиля и дизайна кофейни и поэтому отличаются. Франчайзер Coffee and the City называет сумму инвестиций в кофейню – 1 590 000 руб., Coffee Been – до 9 000 000 рублей. Большие инвестиции у CoffeeShop Company – 200 000 Евро. У кофейни Travelers Coffee инвестиции – от 3 млн. до 10 000 000 руб., в зависимости от формата кофейни (всего их 4). Инвестиции у Шоколадницы – 4 000 000 руб. Для того, чтобы открыть кофейню Гурме, будут нужны вложения от 1 700 000 руб. до 5 000 000 руб. Инвестиции в кофейни Кофеин – 7 000 000 рублей, а в "Кофе Тун" (в зависимости от площади кафе) – 10 000 000 - 15 000 000 руб.
А вот формат кофеен очень отличается и здесь у франчайзи есть выбор. Формат Coffee and the City – это кофейни «кофе по дороге», куда посетитель может забежать, купить большой стакан кофе (400 мл.) и пойти на работу. В сети – собственных кофеен – 3, по франшизе – 3.
Coffee Been – заведения с индивидуальным стилем и фирменными атрибутами и свыше 60 сортами кофе (в сети более 15 кофеен).
CoffeeShop Company – это европейский бренд (250 кофеен в мире, 75 в России), австрийская франшиза, кофейни со своим стилем, собственным оборудованием, т.к. основатель – компания Schaerf, которая производит кофейное оборудование. Есть у них и собственное ноу-хау – кофейные смеси из 23 сортов арабики.
Если говорить о кофейнях "Travelers Coffee" – то это гибкий формат кофеен, предусматривающий 4 разных формата: Эспрессо-бар, Торговый центр, Стандарт, Флагман. В каждом формате – свои инвестиции и свои требования к открытию. В сети – 37 кофеен.
Шоколадница – известная в России сеть кофеен, в которую на сегодняшний день входит свыше 200 кофеен. Эти кофейни отличаются подготовленными баристами, уникальной атмосферой, известным фирменным стилем, стеклянными витринами с выставленными для выбора десертами, большим ассортиментом. Сильная поддержка со стороны франчайзера, а франчайзи может выбрать из двух форматов кофеен Шоколадница: стационарная или в ТЦ.
"Кофе Тун" – распространенная сеть кофеен с европейской кухней, хорошим выбором кофе и кондитерских изделий. Этот формат кофеен по дизайну и меню максимально приближен к формату городского ресторана со средней ценовой категорией. Количество точек по линии франчайзинга – свыше 60, собственных в сети – 20.
"Гурме" – это формат небольших демократичных кофеен, на 7-8 столиков по 4 посадочных места, с тщательно продуманной атмосферой начала XX века. Отличительная особенность кофеен – стильные стеклянные столы. В компании закупают зеленые зерна кофе сортов арабика и робуста, сами обжаривают их и делают кофейные смеси. Кофейни под этим брендом на рынке уже 14 лет.
Сеть кофеен "Кофеин" включает на сегодняшний день 34 кофейни – 21 собственную кофейню и 13 по франшизе. В 2009 году кофейни были обладателем премии Menu.ru в номинации «Лучшая кофейня года», и в 2010 году – премии TimeOut в номинации «Лучшая кофейня-кондитерская». Это – стильные кофейни городского типа. У компании – своя профессиональная школа баристов с сертифицированными чемпионами России и мира. У них – несколько форматов кофеен: флагман, стационарная, в Бизнес-центре.
"Starbucks" – известный во всем мире бренд кофеен, который присутствует в 70 странах мира. На сегодняшний день, у сети – свыше 60 кофеен в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас сеть делает ставку на южные регионы, открывая кофейни в Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону. Компания рассматривает каждое предложение о сотрудничестве индивидуально. Инвестиции большие: на благоустройство 1 кв.м. кофейни – $2500. Общий размер инвестиций – минимум $180 000. Компания строго следит за соблюдением фирменного стиля – начиная от качества кофе и заканчивая музыкой, которая звучит в кофейне.
Интересный формат кофеен у "Кофельяно" – это кофейни на колесах, передвижной фургон, в котором водитель приезжает к парку или на какое-то мероприятие на свежем воздухе, и продает кофе. В Европе и Америке формат передвижных кофеен очень распространен, в России – пока мало. Расходы на покупку и переоборудование автомобиля в кофейный – 1 000 000 рублей, ежемесячное обслуживание автомобиля – 25 тысяч рублей. Ежемесячная выручка – около 200 тысяч рублей. Преимущество «Кофельяно» в мобильности и низкой цене, кофе в мобильном автомобиле стоит дешевле, чем в кофейне.
Есть на рынке и недорогая франшиза кофейни: «Бодрый день, кофе с собой», инвестиции небольшие – от 70 до 100 000 руб., паушальный взнос – 50 000 руб., роялти – нет, окупаемость до 5 месяцев. Это новосибирская компания, которая за 1,5 года запустила 8 кофеен в Новосибирске, 14 в других городах России. Небольшие, мини-кофейни с кофе и свежей выпечкой, хорошее решение для бюджетного стартапа из-за небольших вложений и быстрой окупаемости.
Евгений Коган, владелец сети кофеен "Кофеин", говорит, что создание кофейни – это тяжелый творческий поиск. Когда они создавали свой бренд, то дважды делали ребрендинг, пока не нашли собственный формат. Из основных ошибок при создании кофейни Евгений Коган называет то, что они сначала делали упор на приготовление блюд, а кофейня – это, в первую очередь, кофе. И при создании кофейни нужно делать ставку на ключевой продукт – кофе. Посетители приходят в кофейню за кофе и за атмосферой. На точку безубыточности кофейня выходит приблизительно через год.
По мнению Евгения Когана, московский рынок еще далек от насыщения таким форматом заведений, как кофейни. В Москве на 100 тысяч человек всего 4 кофейни, а в других европейских городах этот показатель в 4 раза больше. А в регионах – еще непочатый край работы, так как кофеен там еще мало.
Алексей Федосов, владелец сети мобильных кофеен "Кофельяно", отметил о сегменте передвижных кофеен следующее: "Говоря о новых тенденциях в сегменте кофеен, могу сказать следующее: сегмент растет, и люди постепенно привыкают к такой новинке для них, как кофейни на колесах. Конечно, на кофейнях, как и на остальных предприятиях общественного питания, сказывается нынешняя экономическая ситуация в России, скачки курса рубля, но пока кофейни держат цены на прежнем уровне. В дальнейшем, возможно, рост закупочных цен будет скомпенсирован частичным ростом цен и сокращением прибыли. Если говорить о спросе на кофе конкретно в передвижных кофейнях, то спрос устойчив и растет, нам есть – куда расти, в этой нише бизнеса конкурентов практически нет".
Санта Малиновская
читать статьи
На рынке общепита появится новый игрок, развивающий бизнес в России по франшизе
В конце июня американский журнал Forbes опубликовал рейтинг лучших и худших франшиз США.
Первый ресторан в новом формате откроется на платформе Савеловского вокзала в июне 2016 года.
Сдержанный дизайн с деревянными стойками и без традиционных белого и красного цветов
Успех рынка фастфуда подталкивает компании делать ставку на франчайзинг
ТОП читаемости
Прежде всего необходимо проанализировать объем рынка и изучить структуру рынка платных услуг населению
Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Представляем наиболее популярную классификацию.
Испания – интересная страна со своим, имеющим национальные особенности, бизнесом.
Любые игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и способствовать его развитию.
Расчет объема необходимых инвестиций, срока окупаемости и рентабельности приводится на примере 1 фирменного магазина детской обуви «Котофей».
на форуме
Франшизы Cinnabon, Auntie Anne`s и Hesburger
Сестра владеет франшизой Синнабона и имеет высокий доход.
Новый дискаунт-бар
Хороший дискаунт-бар, одобряю. Место отлично подходит, чтобы отдохнуть от проблем и полностью...
Starbucks переходит на франчайзинг
Может кто слышал о франшизе этого кафе? Подскажите подробности