"До этого я занимался гостиничным хозяйством. А непосредственно с франчайзингом - это первое знакомство. Я, как инвестор, не обучался «кухОнным» делам, мое дело – менеджмент, организация, автоматизация процессов, чтобы операционная деятельность шла без сбоев..."
Пятница
15.08.2014
Опыт предпринимателя мыслящего системно, главное - это технология и контроль, умение оценить ситуацию на рынке и вовремя принять грамотное управленческое решение.
 

Многих интересует возможность ведения и успешного управления своим бизнесом на расстоянии, без регулярного личного присутствия на торговой точке. А что если вы вообще живете в другом городе или даже другом регионе? Возможно ли это делать без потери эффективности в нашей нестабильной действительности? Мы попросили поделиться своими мыслями на этот счет, франчайзи пекарен Синнабон, Тимура Машарипова из Москвы.

Добрый день, Тимур! Расскажите, пожалуйста, как у вас появилась идея открыть именно пекарню Синнабон?

Мы путешествовали по Америке, там нам очень понравился этот бренд и продукция фирмы. Мы некоторое время присматривались к результатам  компании на отечественном рынке, видели, что у них хорошо идет развитие и решили открыть пекарню по франшизе. Посмотрели, в каких городах-миллионниках еще нет пекарен Синнабон, и открыли две пекарни в Волгограде: одну в октябре 2012 г., другую  - в феврале 2013 года.

Вы занимались до этого бизнесом?

До этого занимался гостиничным хозяйством. А непосредственно с франчайзингом - это первое знакомство. У нас проходили постоянные конференции, обучения, так что было полезно познакомиться с американским опытом и видением: как они смотрят на бизнес фастфуда, на дизайн, на внутреннее убранство, на дисциплину, маркетинг, отношение к клиентам.

Как проходило обучение?

Я лично, как инвестор, не обучался «кухОнным» делам, таким, как раскатывание теста. Мое дело – менеджмент, организация, автоматизация процессов, чтобы операционная деятельность шла без сбоев.

Я просто нанял грамотных сотрудников, они прошли обучение в Москве, получили сертификаты, без которых нельзя работать, подтверждающие, что эти сотрудники в своей деятельности будут поддерживать стандарты качества бренда, а для бренда это вопрос имиджа.

Подбор персонала. Помогал ли франчайзер искать ключевых людей?

Ключевых людей мы выбрали сами, в Волгоград для этого представитель франчайзера не приезжал, мы не зацикливались на поиске людей с огромным опытом в этой сфере. Это как в той шутке: если у бармена уже 5 лет стажа  - он уж точно знает, как воровать. Поэтому мы делали ставку не на готовых специалистов, а на амбициозность, выбирали тех, у кого была мотивация именно работать, а не спокойненько отсиживаться на стабильном месте. Отбирали так: желание работать есть - остальному всему мы научим! 

Трудности на старте

При открытии нас подвела строительная компания, они долго не сообщали нам, что не успевают с работами в срок, в результате мы опоздали с открытием пекарни на полмесяца. На последних сроках строительства некоторым людям приходилось работать по 2-3 суток без сна в 3 смены.

Чего-нибудь опасались на старте?

Ничего особенно не боялись. Работа по франшизе – это же как конструктор лего, как написано – так и делаешь, без самодеятельности. Все получается, если умеешь читать инструкции. Написано такую плитку купить – нужно именно такую купить, главное  - следовать всем стандартам, иначе получится «Кафе у дяди Юры» вместо Синнабон.

Как люди приняли пекарню?

Хорошо приняли. Сначала, конечно, бабушки ходили ворчали, что у нас за какие-то улитки нужно заплатить 120 рублей. Но людям просто нужно объяснить, что это за такой продукт, приучать к нему, дать распробовать его.

Конечно, в каком-нибудь хлебосольном регионе типа Краснодара, где ватрушки сплошные продаются, там сложнее объяснить такой продукт, запустить его на рынок. А в таких городах, как Москва, он хорошо идет.

Конечно, каждый бренд находит своего покупателя. Какие-то люди становятся лояльными, а кто-то считает, что для него это дорого, ведь Синнабон - это не очень дешевый сегмент, для среднего класса.

Качество продукции

На тему окупаемости и завоевания аудитории владелец мастер-франшизы мне посоветовал: «Вы, самое главное, держите качество, если будете его держать, то окупитесь и со временем наберете пул людей, которые будут к вам ходить».

Наш Синнабон в Волгограде - один из образцовых, мы в него душу вложили. Нам даже франчайзер сначала говорил, что не надо слишком много денег на ремонт тратить, вдруг «не пойдет», но мы полностью вложились и не прогадали.  

Какое выбрали помещение? Каковы его размеры, где оно расположено? В фудкорте?

Помещение - 77 кв. м. В торговом комплексе Волгограда «Комсомол».

Синнабон - это интуитивная незапланированная покупка, поэтому в фудкортах она не работает. К нам заходят отдохнуть от шопинга, очарованные запахом кофе и свежеиспеченной булочки.

Мы в ТЦ расположены на 1 этаже на очень выгодной позиции. Священное правило расположения в торговом центре, чем ближе расположен магазин ко входной группе, тем больше выручка. Мы выбрали место на перекрестоке входов с двух улиц. Из-за кризиса пришлось немного обрезать помещение, так как арендная ставка "привязана" к евро, но выручка в принципе не сильно сократилась, всего процентов на 15. Сейчас мы продолжаем потихонечку окупаться.

Сложно ли было договориться об аренде, помог ли в переговорах с арендодателем бренд?

Бренд дал нам привилегию, торговый центр был заинтересован в нас. Мы имели приоритет над всякими частными кафе а-ля «у Васи» и «у Пети».

Как производится контроль за работой персонала? (Тимур проживает в Москве – прим.авт.)

Для этого у нас есть 4 видеокамеры и 8 микрофонов. Я всегда могу зайти в онлайн, послушать, что сотрудники говорят, у меня стоит по 2 камеры над кассой, все фиксируется, плюс кассиры у нас на процентах.

Американцы дали свою систему, как мотивировать персонал. А мы чуть-чуть ее подкорректировали, кассиров поставили на процент, после чего качество их работы заметно улучшилось. Они каждый день присылают нам кассовые чеки, которые нельзя подделать. Если начинаются отмены по кассам, они должны написать кучу объяснительных, почему произошел отказ. Синнабон дал тоже много описаний, как происходит воровство в пекарнях, советы по тому, как они контролируют персонал.

Как вашу деятельность контролирует франчайзер?

Контролирует. Он может в любой момент попросить любой чек, мы сдаем им кассовые отчеты за каждый день,  так что даже если бы мы и хотели что-то укрыть, скорее всего, рано или поздно, это также бы стало известно франчайзеру. Но мы сознательно честно ведем бизнес, чтобы нас не мучали проверками и не отозвали франшизу. У франчайзера в штате есть один американец, который с особой строгостью проводит проверки в российских точках и каждый день он заявляется с осмотром в одну из 200 точек. Он очень неподкупный и строгий, даже бивали его за критичность.

Но мы и сами контролируем качество. Например, я делаю так: даю бесплатно друзьям по булочке, а за это они мне обязательно должны позвонить, рассказать: - как им ее качество?

Кто может делать булочки? Нужно ли для этого специальное образование?

Нет, мы всему учим, главное, чтобы руки росли, откуда надо, и человек мог работать с тестом. Ведь тесто – это живой организм, он кого-то любит, а кого-то нет, и у такого человека будет ломаться и ничего не будет получаться.

Сколько выпекается булочек за день (например, в будни)?

От 100 до 200 булочек в день в будни!

То, что не распродалось - выкидывается?

Мы раскатываем булочки, в соответствии с технологией ставим на горячую поверхность, то, что не продали через 40 минут глазируется  и уходит в синнопаки с 20-процентной скидкой. Для нас идеальная покупка – это когда человек съел булочку с кофе, и взял еще с собой.

Любите ли вы сами есть свою продукцию?

Люблю. Но тут, главное - вопрос меры. Я, когда был в Волгограде, передегустировал. Когда ешь много булочек - поправляешься быстро, а фигуру хочется иметь стройную. Поэтому я ем, преимущественно, только когда нужно проверить какой-то новый вкус.

Какие мероприятия проводятся, когда вы открываете новый Синнабон?

Даем большое количество рекламы, все обвешиваем шариками, раздаем скидочные карточки, проводим дегустации продукции, чтобы люди могли понять, что такое Синнабон и «с чем его едят».

Кого в своем регионе вы считаете своими конкурентами?

В торговом центре, когда мы открывались, напротив нас были кондитерские, но они долго не продержались. Макдоналдс - конкурент. Он открылся на 2-м этаже и с тех пор основной поток посетителей у его касс. У нас раньше чаще покупали сэндвичи, теперь Макдоналдс поток перебивает. Но мы даем рекламу, что наши сэндвичи из натуральных продуктов, без ГМО, с хорошим мясом, курицей, без усилителей вкусов. Так что к нам приходят те люди, которые хотят есть здоровую пищу.

Кто устанавливает цену на продукцию в регионах, вы или франчайзер?

Мы имеем право устанавливать цену в соответствии с нашим разумением. Франчайзер может нам ее только порекомендовать.

Был случай, краснодарские коллеги франчайзи (наши конкуренты) попросили нас уровняться с их ценами. Мы сделали это, но заметили, что у нас стала падать выручка. Тогда мы, посоветовавшись с головным офисом, вернули обратно наши низкие цены и тогда все наладилось.

То есть с другими Синнабонами вы не дружите, они вам конкуренты?

Именно эти, из Краснодара - конкуренты, потому что мы изначально хотели стать монополистами в своем регионе. Да, нас больше в регионе, мы уже заняли центр и север, но они заняли юг, так что мы уже его занять не можем.

Планы на будущее

Забить донельзя всё Синнабонами, довести бизнес до высокой прибыльности и продать сеть. Мне кажется, в любом бизнесе этой схемой пользуются. Тем более, что любой бизнес сначала поднимается, растет-растет, а потом все же начинается стагнация или даже спад. Хотя у таких гигантов, как Макдональдс, спада не происходит. Усилители вкуса непобедимы.

При выборе франшизы важно обратить внимание на следующее:

То есть на эту стадию развития бренда тоже стоит обратить внимание, когда выбираешь франшизу?

Да, это важно.

Плюс нужно посмотреть, кто владеет мастер-франшизой, важно, чтобы он был адекватен и ею занимался. Если глупый человек купил мастер-франшизу, то он может с ней не разобраться и загубить, с таким она не будет развиваться.

Например, Сабвей уже давно в России, но при другом руководстве у них было всего 2 точки, а теперь у них с франшизой начали работать правильные люди и она стала распространятся с невиданной скоростью и приобрела огромную популярность.

Резюмируя наш разговор, довольны ли вы, что начали работать с Синнабон и что, в принципе, использовали для своего бизнеса франшизу?

Да, вполне доволен. Очень полезно и приятно работать с уникальным брендом!

                                                                                                                                       Ольга Салихова